https://www.funkybird.ru/policymaker

Чужая война

Впервые за последние сто лет у России есть уникальный шанс НЕ принимать активного участия в мировой схватке за лидерство, власть и ресурсы. Отсидеться за линией фронта в роли «до зубов вооруженной Швеции». И, заодно решив три ключевые социальные проблемы — жилье, образование, здравоохранение, через 10—15 лет выйти на уровень жизни, сопоставимый с уровнем жизни стран Западной Европы.

События 2011 года, получившие пока стыдливый эвфемизм «арабская весна», можно трактовать дюжиной различных способов. Для осмысления произошедшего, происходящего и грядущего потребуется еще немало лет, сломанных копий, чашек кофе и прочих ноотропов. Но уже сегодня с большой долей уверенности можно утверждать, что «битва за Африку» — первый эпизод очередной мировой войны, уже четвертой за последние сто лет.

Немного отклонившись от основной темы, замечу, что первый раунд глобальной схватки китайские товарищи проиграли, пропустив «вероломное нападение» «светоча демократии» на свои экономические интересы в Африке. Лидеры КПК так усердно убеждали весь мир в том, что стремительный взлет (правильнее было бы сказать — восстановление и возвращение) Китая не таит угрозы устоявшемуся мировому порядку, что у Китая нет амбиций и претензий на мировое и даже на региональное лидерство, что убедили в этом даже самих себя. Но только не своего главного геополитического партнера и противника. После 11.09.2001 г. оборонная доктрина Американской империи стала весьма незатейливой: «Бей первым!»
Краткая история трех предыдущих мировых войн

«История учит нас тому, что она никого ничему не учит». Но все-таки для того, чтобы попытаться понять, какую стратегию следует избрать, дабы в очередной раз не скатиться к национальной катастрофе, нам потребуется совершить краткий экскурс в историю трех мировых войн.

Первую европейские интеллектуалы уже в 1914 году назвали «коллективным самоубийством Европы». Насчет всей Европы, может, сказано и слишком сильно, но для Османской, Австро-Венгерской, Германской и Российской империи решение об участии в войне по своим последствиям было действительно самоубийственным. И если Германия и Турция в значительной степени вынужденно втянулись в эту авантюру, то Россия пошла на бойню добровольно.

Сегодня это уже практически невозможно объяснить рационально. Так или иначе, страна, которая, по мнению Столыпина, остро нуждалась в 10—15 спокойных годах, оказалась вовлечена в страшную и совершенно не нужную ей мировую войну. Да еще и воевать пришлось совершенно не на той стороне.

Абсолютной победительницей из Первой мировой вышла страна, принимавшая в ней наименьшее участие, — Соединенные Штаты Америки. Страна, которая начиная с середины 20-х годов ХХ века превращалась не только в самую динамично развивающуюся крупную экономику мира, но и постепенно — в мировую империю. Британская империя также вышла из войны победительницей. Но победа досталась ей дорогой ценой — ценой сотен тысяч жизней британцев и утраты экономической динамики. А вот для Франции победа эта стала поистине пирровой. Уже в начале 20-х годов стало понятно, что проект «французская империя» окончательно превращается в несостоявшийся и на нем можно ставить крест.

Могла ли Россия избежать участия во Второй мировой войне? Скорее всего, нет. Если бы «западной коалиции» не удалось восстановить военный потенциал Германии и стравить два «тоталитарных режима» между собой, то в резерве были Япония и Польша. Обе имели территориальные претензии к СССР, с обеими у России была достаточно свежая история военного противостояния с весьма неоднозначным исходом. При одновременном нанесении удара на западе и востоке, поддержанного морской блокадой (после «победного поражения» в Первой мировой российский флот перестал существовать как значимая сила и Британия безраздельно властвовала на море) и «портовой интервенцией», шансы на расчленение СССР были достаточно высоки, а на ослабление, сравнимое по последствиям с поражением в Крымской войне, очень и очень высоки.

Главным бенефициаром Второй мировой тоже стали Соединенные Штаты. К концу войны на их долю приходилось 60% мирового финансового богатства, включая золото и 40% мирового промышленного производства. СССР вышел из войны победителем. Но за победу мы заплатили страшную цену: 25 миллионов человеческих жизней и разрушенная инфраструктура в западноевропейской части нашей страны. Но и «приз» был значительным: распространение влияния СССР на Восточную Европу и Юго-Восточную Азию, моральный статус и «международные права» победителя, прекращение дальнейших попыток уничтожения нашей страны путем прямого военного столкновения.

Британия оплатила свою формальную победу во Второй мировой утратой статуса «великой державы первого ранга», переходом на позиции сателлита бывшей колонии, началом бесславного конца проекта под названием «Британская империя». Спустя 20 лет после окончания той войны британский имперский проект был закрыт.

То, что Франция была объявлена «союзницей и победительницей», а не «прислужницей, коллаборационисткой, житницей и здравницей нацистского режима», получила право на ядерное оружие и место постоянного члена Совета Безопасности ООН, иначе как историческим курьезом назвать нельзя. Благодарить за это французы должны «мятежного генерала» де Голля и Иосифа Сталина. Последний не без оснований рассчитывал включить Францию в зону советского влияния: в начале 1946 года 60% мэрий французских городов контролировали коммунисты.

Не прошло и года после окончания Второй мировой войны, как в небольшом городке Фултон Советскому Союзу была объявлена новая война. Называть ее холодной могут только те, кто всяких там вьетнамцев, афганцев и прочих «африканцев» за людские потери не считает. Война шла с переменным успехом более 40 лет и завершилась экономическим поражением Советского Союза и завершением проекта «Советская империя».

Соединенные Штаты опять вышли победителем из мировой схватки. И не просто победителем. Они стали единственной сверхдержавой, абсолютным мировым гегемоном, чьи претензии на лидерство и господство никем не оспаривались более 20 лет. Но назвать легкой и красивой эту победу язык не поворачивается. В ходе экономического, идеологического и военно-политического противоборства с Советским Союзом, а особенно после сокрушения последнего, произошло и перерождение самого американского капитализма. Умеренно-демократическая, социально ориентированная модель «общества равных возможностей и разумных социальных гарантий», базирующаяся на свободе предпринимательства и протестантской трудовой этике, выродилась в модель виртуальных финансовых пузырей, базирующуюся на алчности, «потреблятстве», неравноправном обмене со странами «периферии» под угрозой применения военной силы.
Расклад основных сил накануне начала активных боевых действий

Соединенные Штаты Америки. Население — 315 млн человек, 4,5% мирового населения. ВВП — 15 трлн долларов, 21% мирового ВВП. 25—30% мировых финансовых активов прямо и непосредственно контролируются США. Еще 25—35% находятся под их косвенным контролем или в зоне влияния. Средний темп роста национальной экономики за последние десять лет — 2,5% в год. Если в следующие 12 лет экономика будет расти со средним темпом 2% в год, то в 2022 году ВВП США составит 19 трлн долларов.

Полагают, что могут вести военные операции, включая наземные, одновременно на двух театрах боевых действий. После победы над СССР основные усилия были направлены на недопущение реализации имперского проекта «Халифат». Увлеченные этой стратегией, пропустили стремительный взлет и возрождение Китая. Осознав ошибку, перешли к стратегии «отсечения от ресурсов», целью которой является резкое торможение темпов экономического роста в Китае. В случае успешной реализации этой стратегии в Китае может начаться жесточайший экономический и социально-политический кризис, результатом которого станет очередная национальная катастрофа, коих уже было немало в истории этой страны. Чтобы сильно не отвлекаться, упомяну только опиумные войны и маоистский эксперимент.

Ключевые геополитические интересы США состоят в сохранении контроля над мировыми ресурсами — энергетическими, продовольственными, финансовыми, информационными, интеллектуальными. И позиции доллара США как мировых денег. ООН, НАТО, МАГАТЭ и другие международные организации США рассматривают в качестве инструментов реализации своей стратегии.

Стратегическая сила США состоит в том, что во второй половине ХХ века, используя военную, финансовую мощь, дипломатические таланты и либертарианскую идеологию, они сумели превратить почти все значимые страны мира в своих союзников. А в конце ХХ века вывели из игры своего главного соперника — СССР. Россию же 15 лет вообще не принимали в геополитический расчет (к сожалению, мы объективно это заслужили — поражение есть поражение), а теперь США достаточно успешно проводят в отношении России политику изоляции и нейтрализации.

Китайская Народная Республика. Население — 1330 млн человек, 19% мирового населения. ВВП (по ППС) — 9 трлн долларов, 13% мирового ВВП. Средний темп роста национальной экономики за предыдущие десять лет — 9,5% годовых. При снижении темпов роста до 7,5% в следующие десять лет в 2022 году ВВП КНР может составить 20 трлн долларов и превысить ВВП США. К этому году ВВП Китая может составить 20—21% от мирового ВВП. И Китай, став страной со средними мировыми показателями экономического и социального развития, наконец преодолеет полуторастолетнюю бедность, в которую его ввергли западные державы (в первую очередь Британия) в середине XIX века. Если правящей элите Китая удастся выстроить систему перераспределения внутри страны и сглаживания разрывов между регионами и социальными группами, то социального взрыва удастся избежать.

Однако ключевая проблема состоит в том, что для поддержания таких темпов экономического роста Китаю нужны внешние энергетические и продовольственные ресурсы. И Китай более десяти лет методично работал над созданием дополнительной ресурсной базы в Африке. Вот по ней-то и был нанесен удар в 2011 году западной «демократической коалицией».

Стратегическая слабость Китая состоит в отсутствии у него союзников среди значимых стран. Япония плотно встроена в американский проект. Да и японская интервенция в Китай в 30—40-х годах прошлого века оставила такой след в памяти народа, что о нормализации отношений речь может пойти не ранее, чем уйдет поколение, родившееся в 30-е годы. То есть только через 10—15 лет. Этого времени у Китая нет. С Индией у Китая непримиримый конфликт интересов. Индии, как и Китаю, нужны внешние ресурсы, для того чтобы вывести страну из нищеты. И доступ к этим ресурсам, в том числе в Африке, Индия может получить, только будучи встроенной в Pax Americana. Союзником Китая могла бы стать Россия. Но на роль «старшего брата» (которую официально играл по отношению к Китаю СССР) Россия не тянет. А на роль «младшего брата» не согласится. К тому же российская элита является западноориентированной: дети учатся на Западе, недвижимость и бизнес приобретаются на Западе, капиталы выводятся в западные финансовые институты.

Индия. До недавнего времени Индию никто в геополитические расчеты не включал. Да и зачем было включать в эти расчеты одну из беднейших стран мира, не обладающую мощной армией, значимыми энергетическими, продовольственными и иными ресурсами, не претендующую на активную международную позицию, с формально демократической формой правления, встроенную в международное разделение труда ровно таким образом, как это было выгодно Западу? Разве что потому, что население Индии составляет более 1,2 млрд человек, 17,3% мирового населения? Но гуманитарные соображения редко участвуют в геополитическом раскладе.

Однако 15 лет устойчивого экономического роста высокими темпами вывели индийскую экономику по валовым показателям на четвертую позицию в мире. ВВП (по ППС) достиг 4 трлн долларов, 5,7% мирового (ВВП). Пересчитывать ВВП Индии по текущему курсу не имеет смысла, так как курс рупии занижен по отношению к доллару США в 3—4 раза. И уже в следующем (максимум в 2014-м) году Индия сместит Японию с третьей строчки в мировой табели о рангах по объему ВВП. А это уже проблема.

США (и Запад) либо должны признать Индию значимым геополитическим игроком, ввести постоянным членом в СБ ООН, подключить к «распилу» Африки, разграничить «по справедливости» интересы Индии и Японии в ЮВА и Океании, сдать индусам Пакистан, а потом и Бангладеш. И тогда Индия станет надежным союзником Запада.

Либо Индию надо «мочить». Дестабилизировать ее достаточно легко. Это можно сделать, используя религиозные, этнические, социальные, кастовые, клановые и иные противоречия. Тогда Индия станет глобальным Афганистаном. Проблема в том, что в увлекательном процессе низвержения Индии с большим удовольствием примут участие Китай и Пакистан, что приведет к усилению позиций обеих стран. Перспективы усиления Пакистана, превращения его в очередной «Иран» и формирование оси Пекин — Исламабад — Тегеран — это кошмарный сон американских стратегов. Вот почему решение в отношении Индии еще не принято.

Япония. Население — 126 млн человек, 1,8% мирового населения. ВВП по ППС — 4,3 трлн долларов, 6,15% мирового ВВП. После поражения во Второй мировой войне Стране восходящего солнца потребовалось четверть века и «японское экономическое чудо», для того чтобы создать принципиально иную модель экономики, основанную на инновациях, вместо прежней хорошо знакомой нам милитаристско-мобилизационной.

В 70-е годы прошлого века по отдельным валовым экономическим показателям Япония соперничала с СССР за второе место в мировой табели о рангах. По показателям развития на душу населения уже треть века является абсолютным лидером среди крупных стран мира, обогнав США.

Как сегодня мы строим графики и прогнозы относительно того, когда Китай обгонит США по номинальному ВВП, так 30 лет назад такие графики строили в отношении Японии. По прогнозам американских аналитиков, это должно было произойти к 2000 году. Но в конце 80-х годов в Японии разразился жесточайший экономический кризис, и от 5—8% годовых темпов экономического роста страна скатилась в рецессию с темпами роста близким к нулевым. От последствий того кризиса страна только-только начала оправляться к середине 2000-х годов.

В 2011 году цунами и Фукусима опять увели темпы экономического роста в отрицательную область. Сегодня Японию можно назвать страной «заходящего экономического солнца». Но закат этот очень медленный и красивый. В 2022 году на долю Японии (если не произойдет какой-то катастрофы) будет все еще приходиться более 5% мирового ВВП. Об уровне жизни, хотя бы сравнимом с японским, сегодня мечтают в большинстве стран мира. Стратегия Японии в четвертой мировой войне проста и понятна: держаться как можно дальше от театра боевых действий, сохранять нейтралитет (прописанный в конституции), оказывать США политическую поддержку, блюсти свои экономические интересы. Ни в коем случае не дать втравить себя в военное противостояние с Китаем и Россией.

Федеративная Республика Германия. Население — 82 млн человек, 1,17% мирового населения. ВВП — 3 трлн долларов, 4,25% мирового ВВП. Германия до сих пор переживает политические последствия поражения во Второй мировой войне. После окончания третьей мировой, закончившейся развалом СССР, Германии было позволено восстановить свою территориальную целостность, но не политические права и влияние.

Национальные интересы Германии состоят в том, чтобы не принимать активного участия в четвертой мировой войне, а использовать эту ситуацию для полного восстановления своих международных политических прав и возвращения в «клуб великих мировых держав второго ранга». Для достижения этой цели у Германии есть один естественный союзник — Россия. И два не менее естественных противника — Великобритания и Франция. Обе эти страны уже не обладают достаточными экономическими ресурсами для поддержания статуса великой державы, даже второго ранга, но все еще пользуются правами победительниц в предыдущих войнах.

Франция. Население 65 млн человек, 0,9% мирового населения. ВВП — 2,15 трлн долларов, 3% мирового ВВП. В очередной раз находится на стратегической развилке. Либо сыто прозябать в хвосте англо-саксонской атлантической коалиции (этот курс за 15—25 лет переведет эту страну в разряд третьестепенных богатых стран типа Бельгии, Голландии, Швеции, Норвегии); либо постепенно выходить из атлантической коалиции и заключать долгосрочный союз с Германией — благо сейчас это еще можно сделать на равноправных условиях. И тогда у Парижа появляется реальный шанс вновь стать реальной столицей Европы. Принятию этого решения мешает французская гордость и 1000 лет франкогерманских войн. Помогает — осознание того исторического факта, что франки — одно из многочисленных германских племен, а также видение исторической перспективы хотя бы на четверть века вперед. К сожалению, политиков масштаба де Голля, которые могли бы не то что принять и реализовать такое геостратегическое решение, но хотя бы осознать важность момента, в Пятой республике не просматривается.

Великобритания. Население 62,5 млн человек, 0,9% мирового населения. ВВП — 2,15 трлн долларов, 3% мирового ВВП. Хотя в XIX веке и было сказано, что «у Британии нет постоянных союзников, а есть постоянные интересы», в течение всего ХХ века Британия являлась естественным и верным союзником США. А куда было ей деваться? Британия, учитывая ее многовековой опыт дестабилизации, вмешательства во внутренние дела и даже управления в отношении Индии, Китая и России, очень полезный союзник для США.

Лондон является одним из пяти финансовых центров мира и главным финансовым центром Запада. В Лондоне держат свои капиталы (а некоторые и детей) не только оппозиционеры, но и элиты многих стран, включая Россию, Индию и Китай. Это делает национальные элиты этих государств в каком-то смысле заложниками Лондона. Не самый бесполезный ресурс в условиях надвигающейся глобальной схватки. Стратегия Британии состоит в том, чтобы максимально замедлить неизбежный процесс снижения своей доли в мировом ВВП (в 2022 году она снизится до 2,5%) путем дестабилизации и низвержения динамично растущих экономик других стран.
Место и стратегия России в предвоенном мире

Российская Федерация. Население — 143 млн человек, 2% мирового населения. ВВП по рыночному курсу — 1,85 трлн долларов, 2,65% мирового ВВП. ВВП по ППС — около 2,5 трлн долларов, 3,5% мирового ВВП.

Формально имея общий уровень экономического развития даже немного выше среднемирового, по многим показателям социального развития — ожидаемая продолжительность жизни, уровень детской смертности, жилищные условия и т.д. — Россия сегодня находится в ряду слаборазвитых стран. «Несостоявшиеся» государства я во внимание не принимаю.

Какое-либо активное участие в четвертой мировой войне для России будет иметь ужасающие последствия — намного более ужасающие, чем после Первой и третьей мирой войны. Нашей стране необходима стратегия, которая позволила бы уклониться от активного участия в разборках США и Китая и гарантировала приток финансовых ресурсов, значительная часть которых была бы направлена на решение проблем обеспечения населения страны жильем приемлемого качества, восстановление эффективных систем здравоохранения и образования. Само собой, на оборону и безопасность также придется выделить немалые суммы. Но именно это уже делается. Что это за стратегия?

В отношении США. Вооруженный нейтралитет. Перезагрузка. Взаимовыгодные торговые обмены. Заимствование инноваций. Привлечение капиталов. Совместные производства. Сотрудничество в космосе и на дне морском. В области медицинских исследований, физики, химии, биологии. Симметричные гуманитарные проекты: они поддерживают «правозащитников и блогеров», мы — «захватчиков Уоллстрит» и «изоляционистов». Или симметричный же отказ от такого гуманитарного вредительства. Три-четыре ударные мобильные группировки, готовые вступить в прямое военное столкновение с «сателлитами и марионетками» и разгромить их в ходе наземной операции в течение одной недели. Ядерное сдерживание вплоть до четко обозначенной готовности нанести превентивный локальный ядерный удар по территории и военным объектам союзников США при возникновении угрозы территориальной целостности нашей страны. Концепция ответного ядерного удара в случае прямой атаки на нашу территорию, гарантированно уничтожающего жизнь на нашей планете, само собой.

В отношении Китая. Политическая поддержка на уровне СБ ООН, совместное блокирование международных инициатив, наносящих или потенциально могущих нанести вред экономическим и геополитическим интересам России и Китая. Соглашение о поставках российских ресурсов в Китай по рыночным ценам. В условиях войны они будут высокими. Привлечение части огромных китайских финансовых резервов (они сейчас на три четверти номинированы в долларах США и работают на американскую экономику) в Россию для финансирования технологической и социальной модернизации нашей страны. Это, кстати, поможет китайским товарищам отчасти решить проблему с тем, что международные резервы Китая номинированы и хранятся в финансовой системе его главного геополитического противника.

В отношении Индии. Оба сценария — превращение Индии в безоговорочного союзника и сателлита США или дестабилизация и развал — для России являются малоприятными. Для Индии, что характерно, тоже. России следует по мере сил и возможностей оказывать разумное противодействие реализации как первого, так и второго сценария. 50 лет назад Индия морально возглавила Движение неприсоединения — группу стран, которая пыталась в военно-политическом и идеологическом плане «равно удалиться» и от США, и от СССР. При этом у Индии и СССР были очень хорошие дружеские отношения. Вот на возрождение «Движения неприсоединения» и должны быть направлены наши совместные усилия. Россия при этом может стать полноправным участником и даже лидером этого движения. Только теперь «равноудаляться» надо от США и Китая.

В отношении Японии. До наших дальневосточных соседей, с которыми у нас, кстати, до сих пор нет мирного договора, необходимо донести простую мысль: любая антагонистическая позиция в отношении России ускорит процесс «экономического заката» Японии. Острое противостояние с Россией толкнет ее на тесный военно-политический союз с Китаем. И тогда уже сегодняшние сорокалетние получат шанс лично наблюдать крушение «японского проекта». Конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество с Россией может существенно замедлить процесс «заката», а может, — чем не шутят боги — даже и придаст ему новый импульс.

В отношении Германии. Полное восстановление Германии в геополитических правах соответствует сегодня национальным интересам России. Идеальным вариантом (и не только для нас) стал бы постепенный выход Германии из атлантического англосаксонского проекта и включение в обновленное Движение неприсоединения с Россией и Индией. В рамках этой стратегии было бы разумно поддержать процесс формирования в Берлине независимого (подчеркиваю: независимого, а не встроенного на правах «младшего брата» в англосаксонский проект) финансового центра Европы.

В обмен на политическую поддержку Россия вправе рассчитывать на условия максимального благоприятствования для трансфера германских инженерных, управленческих и социальных технологий. Германское «социальное государство» является тем самым желанным компромиссом между либеральным капитализмом и административным социализмом, о котором осознанно или нет мечтает большинство граждан нашей страны.

В отношении Франции. Российско-французская дружба началась 1000 лет назад, когда русская княжна Анна Ярославна стала королевой, а затем и правительницей Франции. Двести лет назад мы крепко повоевали. Но даже та война не сильно испортила трепетное отношение русских и других народов нашей страны к Франции. Даже после той войны французский не перестал быть первым языком российской элиты. 150 лет назад мы опять повоевали в Крыму. И после этого уже были только союзниками. Франции удалось уклониться от участия в третьей мировой войне против СССР, за что ей отдельное спасибо. Для многих русских колыбелью европейской цивилизации являются не Афины, не Рим, а Париж. Про моду, сыры, вина, парфюм я вообще молчу. Как бы так уважительно и аккуратно помочь французской элите осознать, что долгосрочные интересы Франции лежат не на оси Нью-Йорк — Лондон — Париж (тут они всегда будут занимать третье, четвертое, пятое место), а на оси Париж — Берлин — Москва, где они по крайней мере еще четверть века смогут играть первую скрипку.

В отношении Великобритании. Необходимо потихоньку слезать «с британской иглы». Возвращение капиталов и детей из Лондона должно стать приоритетной политической задачей верхушки российской элиты. В остальном наша стратегия в отношении Великобритании должна базироваться на том, что она является «непотопляемым авианосцем» США у берегов Европы.