https://www.funkybird.ru/policymaker

У Европы есть план для Беларуси

Перемены в Беларуси возможны в любой момент. И надо быть к этому готовыми. Об этом заявил в интервью charter97.org после семинара «Приватизация и частное предпринимательство», который проходил в Варшаве 16-17 апреля, глава польского Фонда международной солидарности, бывший замминистра иностранных дел Польши Кшиштоф Становский.

Семинар являлся частью новой инициативы Европейского Союза для Беларуси «Европейский диалог с белорусским обществом для модернизации».

«Я уверен, что эта инициатива очень важна. Это первый семинар, и мы создали формат на будущее. Для Евросоюза это способ понять, какие отношения можно иметь со странами, которые безусловно являются авторитарными. К сожалению, Беларусь не является единственной страной, в которой есть авторитарный режим, и до сих пор не было общего опыта ЕС (только отдельных стран). Нам важно, с одной стороны, понять, как нам сотрудничать с гражданским обществом Беларуси, и, с другой стороны, влиять на правительство.

Наш опыт говорит — экономические изменения, политические изменения необходимы в первые дни дни после перемен. И успех реформ Бальцеровича был связан, в том числе, с тем, что они были готовы и проведены немедленно после прихода демократического правительства. Пакет из более 10 законов был принят парламентом в первые 90 дней. И это был успех.

Почему в Варшаве мы обсуждали приватизацию? С одной стороны есть опыт Польши, таких людей, как Лешек Бальцерович. С другой стороны, мы понимаем, что вопрос экономической независимости — это вопрос вообще независимости. Потому что даже, если люди политически свободны, но у них нет экономической независимости, они попадают в рабство. А демократия может быть устойчива, если люди самостоятельны и в экономическом плане. Поэтому нам кажется, что эта реформа одна из самых важных. И мы всегда спрашиваем наших белорусских друзей, не кто будет президентом. Этот человек появится. А кто будет главой Нацбанка, кто будет руководить силовыми министерствами, кто будет руководить министерством экономики. Эти министерства будут самыми важными в момент изменений.

За несколько недель до «арабской весны» самые лучшие аналитики вообще не задумывались, что в Тунисе возможны перемены. Они говорили: Йемен — да, там ситуация более взрывная. За год до изменений в Польше никто не был уверен, что мы будем жить в свободной стране. Понятно, что мы делали все, чтобы это стало реальностью. И это может случиться в любой момент, и очень важно, чтобы гражданское общество Беларуси и международное сообщество были готовы», — заявил Кшиштоф Становский.

Во время семинара белорусские и международные эксперты обсуждали особенности белорусской экономической ситуации, в частности, специфику приватизационных процессов.

«Сотрудничество европейских структур и правительства по модернизации Беларуси — бесперспективно. Это модернизация «сверху», через воздействие на правительство. Мы знаем, кто у нас определяет политику правительства, и как это делается. Изменить «сверху» очень сложно, и, я считаю, Беларуси надо меняться «снизу», через создание критической массы собственников, то есть среднего класса. Лукашенко нельзя перевоспитать. Он убежден, что государственная собственность — это хорошо. Он может ее продать. Может, как он говорит, «наклонить». И изменить его, я больше чем уверен, невозможно», — заявил глава Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. профессора Кунявского, бывший министр экономики Беларуси Георгий Бадей.

Представители Всемирного банка представили на семинаре в Варшаве пилотный проект по приватизации Беларуси.

«Мы хотим работать с малыми и средними компаниями, чтобы протестировать, как может работать приватизация в Беларуси. Мы считаем, что самое главное не просто продать предприятие, а передать его в правильные руки, лучшему инвестору, который сможет интегрировать предприятие в мировой рынок. И самое главное — не просто получить деньги от продажи, а чтобы предприятие продолжало работать и приносить пользу. Этот проект будет работать в течении двух лет», — сообщил старший экономист регионального управления Европы и Центральной Азии Всемирного банка Андреа Далл’олио.

О том, какие существуют проблемы приватизации в Беларуси, рассказал представитель Центра социальных и экономических исследований (CASE), профессор Петр Козаржевский.

«Перед белорусской приватизацией стоят четыре принципиальных вопроса. Первый вопрос: решить, для чего, собственно, приватизация нужна. Белорусские власти интересует исключительно финансовая составляющая, поиск денег в бюджет. В то же время, самое главное — улучшение функционирования экономики.

Вторая проблема — найти собственников, чтобы улучшить состояние экономики. Опыт показывает, что самыми эффективными собственниками являются крупные иностранные инвесторы, которые приносят не только капитал, но и знания, новые технологии.

Третья проблема — место приватизации в экономической политике. Приватизация в Беларуси — это отдельная политика, которая проходит в отрыве от функционирования экономики в целом, а для того, чтобы приватизация была успешной, должны быть созданы условия для прихода инвестора, привлекательный инвестиционный климат. Иначе инвесторы, которые будут приходить, будут олигархами, настроенными на быструю прибыль, а не на длительное инвестирование.

Четвертая проблема — очень важно подобрать методы приватизации, которые бы привлекали нужных нам инвесторов. Процедуры должны быть ясными, прозрачными и проходимыми. Необходима дебюрократизация этого процесса», — заявил профессор Козаржевский.

С ним согласился аналитик Центра социальных и экономических исследований (CASE) Дмитрий Бабицкий.

«С одной стороны, часть бизнеса, даже белорусского, готова инвестировать в государственные предприятия. И, кажется, государство готово продавать их. Но оно готово продавать внутренним инвесторам не то, что приносит прибыль, а то, что уже не используется. Но даже не это особо получается. Есть несколько причин для этого. Препятствия можно поделить на институциональные: такие, как несправедливая конкуренция, когда преимущество отдается государственному сектору, есть вопросы по судебной системе, по налогам, нет макроэкономической стабильности. И есть еще ряд препятствий локальных, с которыми сталкивается инвестор. Институциональные препятствия просто отбивают желание инвестировать, но, если человек все же захотел инвестировать, то его ожидают следующие проблемы. Сложно разобраться в самом процессе приватизации и найти объект, большие проблемы с технической документацией, если это архитектурно-строительные проекты, бюрократические барьеры и коррупция», — сказал Бабицкий.

Один из директоров Центра социальных и экономических исследований Сергей Навродский доволен, как проходил первый семинар инициативы «Диалог для модернизации»:

«Здесь собрались очень профессиональные люди из таких организаций как Всемирный банк, Организация по сотрудничеству и экономическому развитию (ОСЕР), Еврокомиссия, которые реально работают над тем, чтобы в Беларуси были изменения. Они приехали поделиться с нами своим опытом и понять, что происходит в нашей стране. Для нас важно, чтобы Беларусь была часть мирового процесса реформ».