https://www.funkybird.ru/policymaker

Станет ли Владивосток Хайшеньваем?

С 1991 года Китай медленно поглощает территорию экс-СССР…

Китайцев в России ПОКА не так уж много: 40 тысяч живут на постоянной основе и 130 тысяч приезжают как рабочие. Это официально. Сколько их реально — не знает никто. Известно только одно: число китайцев неуклонно увеличивается.

…Ябаолу в переводе с китайского — «Улица элегантных сокровищ». В 90-е годы тут бурлил «дикий рынок» Пекина, где челноки из СНГ cкупали на вес дешёвое барахло, а сейчас всюду шопинг-центры с русскими вывесками, русские рестораны и парикмахерские. Заправляют всем китайцы, женатые на девушках из России, — они просят называть их Боря, Вася, Паша. У многих вид на жительст­во во Владивостоке и Благовещенске, и кажется, они совсем обрусели — даже водку селёдкой закусывают.

«Эх, брат, да на хрена мне сдался этот Китай, — объясняет Вася из Харбина, наливая мне стопарик «за знакомство». — Мне и в Приморье отлично живётся… Тут только товар покупать, а там — жена, дом и огород». На вопрос, что они думают о поглощении Китаем российского Дальнего Востока, китайцы дружно смеются: «Не затем мы отсюда бежим, чтобы вернуться обратно». «Ну хорошо, — спрашиваю я. — А если, скажем, большинст­во населения в Приморье будет китайское… Вы захотите отделиться от России или как?» В воздухе повисает молчание. Боря, которого в действительности зовут Фын Лунь, улыбается: «Знаешь, а ну её к свиньям, эту политику… Может, ещё чуть-чуть водочки?»

«Байкал — китайская земля»

В № 37 «АиФ» за 2011 г. была опубликована статья «Проглотит ли Китай Россию?». Она вызвала небывалое количество писем, споры на форумах в Интернете: «жёлтая угроза» по-прежнему волнует очень многих. Как заметил один из спорщиков: «Мне неохота проснуться и услышать по радио: «Сегодня на китайско-финской границе всё спокойно!» А как к перспективе поглощения России относятся в самом Китае? Мы уверены: стеснённая диким количеством народа Поднебесная спит и видит, как бы занять наш Дальний Восток и Сибирь. А в реальности?

…Скажем так: разговоры вроде «русские ослабели, скоро мы займём всё до Урала» я чаще слышал на юге Китая. В основном от молодёжи не старше 25 лет: той, что Россию в глаза не видела и лишь знает — она ГДЕ-ТО ТАМ. Китайцы постарше, если побеседовать с ними о политике, российские земли не упоминают — им хочется вернуть Тайвань, забрать у японцев архипелаг Сенкаку, оттяпать от Индии штат Аруначал-Прадеш. Казалось бы, о чём нам беспокоиться? Однако происходит совсем другое. С 1991 г. Китай медленно погло­щает территорию экс-СССР, пусть и в небольших масштабах. Россия в рамках «демаркации» границы уже передала КНР 337 км² своей земли (включая спорный остров Даманский), Казахстан — 407 км², а Таджикистан — и вовсе 1158 км²! Даже у Киргизии китайцы утащили 12 км² — так сказать, «на закуску». Получается, Китай «за здорово живёшь» вобрал в себя кусочек СССР, а мы ничего не приобрели — только потеряли. Между тем и Индия, и Вьетнам, и крошечный Бутан не уступают КНР ни пяди своей земли: переговоры относительно по­граничных споров там длятся десятилетиями, и конца-краю им не видно.
— В 1965 г. Мао Цзэдун опубликовал список «утраченных территорий Китая», — рассказывает доктор исторических наук Кевин ЛЮ из Гонконга. — В их числе — север Индии, Бирма, Вьетнам, Корея, Сингапур, Малайзия и Киргизия, часть Афганистана… А также российское Забайкалье и юг Дальнего Востока, вплоть до Охотска. Всего 10 млн км², с которыми Поднебесная получилась бы… в два раза больше нынешнего размера КНР! И пусть Китай сейчас не озвучивает такие идеи на международном уровне, в бытовых беседах вы иногда можете услышать: «Приамурье и Байкал — наша, китайская земля».

До Москвы не дошли

В России принято считать: «Китайцев ужас как много. Не дай бог — война!..» Но на самом деле количество — не всегда качество. Последние конфликты Китая с соседями были крайне неудачными — например, в боях за уже упомянутый остров Даманский (март 1969 г.) погибли 58 советских пограничников и… 3000 китайских солдат. Во время столкновений с вьетнам­ским ополчением в 1979 г. всего за месяц были убиты 26 000 бойцов армии Китая. Именно поэтому в КНР оставили в покое мысли о покорении соседей. «Мы прекрасно понимаем, что война с русскими невозможна, — говорит мнересторатор Ван Чжан из Харбина. — Во-первых, у вас есть ядерное оружие. Во-вторых, история войн Китая с Россией показывает — это закончится плохо для нас: русские были в Пекине, а вот китайцы до Москвы не дошли. Вашим политикам выгодно пиариться на этой теме, но вы не найдёте в Китае людей в здравом уме, мечтающих о войне с Россией. А психов давайте не учитывать».

— Главная опасность Китая для России — скромные переселенцы, делающие у вас бизнес и берущие в жёны ваших девушек, — считаетнемецкий китаевед Ульрих Кессель. — Да, им сейчас не нужно, чтобы Приморье вошло в состав КНР. И если китайцев в регионе будет четверть или даже треть от числа русских, это не проблема. Но… в истории уже есть пример, когда город, где китайцы составляли 77% населения, потребовал независимости. Это Сингапур, в 1965 г. «отколовшийся» от Малайзии. Истерия с «жёлтой угрозой» на Дальнем Востоке пока смехотворна, но, скажем, лет через 70 при высоком уровне эмиграции китайцев в РФ смеяться может быть поздно.

…Поздний вечер — на Ябаолу гаснут огни шопинг-центров. Бори, Васи и Паши разбредаются по домам — им завтра рано вставать, везти в Приморье товар. Китайцев в России ПОКА не так много — 40 тыс. живут на постоянной основе и 130 тыс. приезжают как сезонные рабочие. Но их число неуклонно увеличивается, а россиян на Дальнем Востоке становится меньше. И кто знает, что нас ждёт уже через полвека. Не станут ли называть Владивосток по-китайски — Хайшеньваем? Если вкладывать в Приморье деньги, привлекать инвестиции, приглашать этнических русских из республик экс-СССР — ситуация изменится. Похожим образом когда-то поступил Китай, превратив бедный рыбацкий юг страны в особую экономическую зону, — и добился успеха. Но, разумеется, изображать борцов с «жёлтой угрозой» (чем занимаются все российские политики) значительно проще… И главное — дешевле.