https://www.funkybird.ru/policymaker

Губернаторские выборы – демонтаж всей вертикали власти

В законопроекте о выборах губернаторов вместо президентского фильтра появился фильтр муниципальный. Депутатам местных собраний предстоит решать, какие кандидаты могут принять участие в выборах, а какие – нет. Политолог Владимир Слатинов считает, что наличие фильтра – свидетельство того, что в Кремле не намерены отказываться от управления страной в ручном режиме.

Одна из поправок, внесенная в президентский законопроект ульяновской облдумой, вводит на губернаторских выборах муниципальный фильтр. Определенное количество муниципальных депутатов (окончательная цифра обсуждается) должно поставить подписи в поддержку одного из кандидатов.

Только после этого он сможет принимать участие в выборах. Президентский фильтр как таковой в документе не предусмотрен. Политолог Владимир Слатинов рассказал Firstnews, почему ответственность решили спустить вниз по вертикали.

Почему законопроект о выборах губернаторов окружает столько споров, даже больше, чем вокруг законопроекта о регистрации партий?

— Губернаторские выборы для власти важнее, в этом вся суть и соль вертикали. Благодаря назначениям губернаторов Кремль управляет страной в ручном режиме. Ни один важный экономический или политический вопрос в регионе не решается без участия федерального центра.

У Болотной было несколько основных требований, свободное партстроительство и выборы губернаторов – одни из них. С первым власть разобралась изящно: решение выгодно для нее, полная свобода партстроительства в сочетании с запретом блоков и пятипроцентным барьером позволит успешно раскалывать оппозиционное поле. ЕР будет получать те же 30-40%.

Чем же мешают выборы губернаторов?

— Если завтра в России люди будут свободно выбирать глав регионов, это приведет к демонтажу вертикали власти.

В итоге президентский фильтр все-таки решили не вводить…

— Президентский фильтр — нарушение принципа федерализма, наверху решили не прибегать к такой одиозной мере. Муниципальный фильтр – знак, в том числе, и местным элитам, попытка договориться с ними. Преодолеть его смогут только представители крупных партий или финансово-промышленных групп.

Понятно, что муниципальные депутаты очень управляемы. Есть регионы, где политическая жизнь полицентрична, многие депутаты не являются членами партии власти или не прошли по ее спискам. Там может возникнуть реальная борьба. Есть регионы с абсолютной электоральной управляемостью. В Тамбовской области даже коммунистам будет сложно собрать нужное количество подписей. В таких регионах сбор подписей будет под контролем губернатора. Фильтр будет отсеивать ненужных кандидатов, те, кто его прошел, будут привязаны к власти личной зависимостью.

Кстати, губернаторы все равно в чем-то будут зависеть от президента: он сохранит право отрешить их от должности по утрате доверия, больше принять участия в выборах такие главы не смогут.

— Это один из элементов ручного управления, фактически механизм дисквалификации. Над любым губернатором будет висеть дамоклов меч.

Почему же тогда жителям отозвать главу будет непросто?

— Асимметрия колоссальная: вертикальная подотчетность формулируется очень жестко, подотчетность перед избирателями реализовать практически невозможно. Существующая система, во многом, сохраняется: вертикали только придают немного гибкости.