https://www.funkybird.ru/policymaker

Тина Канделаки: фарс в архитектуре

А Москва продолжает развиваться. Но развитие ли это? Или упадок? Все дружно обругали Лужкова за все, что с нами произошло, в том числе за то, что Москва утратила свой исторический облик и перестала быть «российской красавицей».

Но только ли дело в его дурном вкусе и любви к деньгам? И только ли он отвечает за то, что мы имеем сегодня? Если это на самом деле так, то это очень страшно, потому что если нам попадется мэр с хорошим вкусом, то жить нам в модном и комфортном городе, а если с дурным, то тогда да здравствует мое элитное жилье!

Объективности ради надо сказать, что в период «царствования» Юрия Михайловича были восстановлены храм Христа Спасителя, Казанский собор и Иверские ворота на Красной площади. Появился Парк Победы с мемориальным комплексом. За время работы Лужкова были реконструированы Гостиный двор, Петровский дворец, несколько крупных парков. Сооружено немалое количество офисных и жилых зданий, культурных и развлекательных центров. Началось (и продолжается до сих пор) строительство небоскребов. Правда, после пожара на башне «Восток» комплекса «Федерация» мы все будем мучиться сомнениями относительно безопасности таких зданий, если они построены в России. Я буду мучиться особенно, так как живу на 32-м этаже. И требования пожарной безопасности к моему жилью, скорее всего, не такие, как для всех, ведь, повторюсь, жилье-то особое…Тем приятней находить другие примеры «прекрасных» элитных домов. Полюбуйтесь: дом «Патриарх» вызвал кучу негативных отзывов. А вот дом-яйцо – тоже прекрасный образец эпохи.

Опять-таки справедливости ради не могу не отметить, что при Лужкове снесли множество ветхих пятиэтажек, а люди в начале программы получили довольно приличные квартиры (во всяком случае, по сравнению с хрущевками). Заодно с пятиэтажками снесли «Военторг», гостиницу «Москва», Теплые торговые ряды (в районе Ильинки) и множество других исторических зданий.

Манеж сгорел сам. Со стыда.

Всем давно стал ясен результат градостроительной политики Лужкова. Он, скажем мягко, очень спорный. Но почему все вопросы и претензии только к бывшему мэру? Если исходить из того, что было до Лужкова, то он – Дамблдор, который спас Москву. И спасал в соответствии со своими представлениями об этом. Откуда взялась целая плеяда архитекторов во главе с небезызвестным Владимиром Колосницыным, которые так старательно стирали «исторический» макияж с лица города? Они улучшали внешний облик столицы с помощью дешевого по сути, но дорогущего по цене театрального грима. В результате то, что мы имеем, так и можно назвать – фарс в архитектуре.

Мэра ругали за то, что он делает с Москвой. Лужков вначале ухаживал, потом женился, потом изменил, a потом уже развелся. И что дальше?

Согласно официальному сайту правительства, московский бюджет – третий в мире (при населении 11,51 млн он составляет $50,8 млрд). Москву обходят только Нью-Йорк (население 8,18 млн, бюджет $65,91 млрд) и Шанхай (население 23,02 млн, бюджет $54,1 млрд). Нью-Йорк при этом занимает одно из лидирующих мест среди мегаполисов по разным параметрам. А Москва – в числе самых неблагополучных городов. Таким образом, про туристов можем и не мечтать. Они не приедут. А если приедут, то после того, как увидят метро перед закрытием или поищут городской туалет, сбегут. Друзья! Как же прекрасны туалеты в Париже! Это ж практически элитное жилье! Ну неужели из $50 млрд московского бюджета нельзя выделить чуточку на нормальные туалеты? Мы же не животные – не можем на травку гадить.У нас, правда, есть несколько адресов, куда можно отправиться, чтобы посмотреть на новую российскую архитектуру. Это, например, ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» бюро А. Асадова и их же учебный театр ГИТИС, Бизнес-школа «Сколково» – привет Малевичу из-за рубежа, а точнее, из Великобритании. Потому что здание Дэвида Аджайе построено по мотивам картины Малевича «Супрематизм». Еще «Фьюжн-парк» с музеем ретро-автомобилей «Автовилль» по проекту Владимира Плоткина, Жилой дом «Парус» Моспроекта-4, постройки «золотой мили» (так некоторые называют район Остоженки). Значит, можем, когда хотим…

Почему бы нам чаще не приглашать иностранцев? Идея не нова. В Москве много денег, и мы можем себе позволить пригласить дорогого архитектора. Когда Китаю, чтобы произвести впечатление на Запад, в короткий срок понадобилась хорошая архитектура, заказы предложили многим звездным иностранным архитекторам, и все там что-то построили. Так в Китае появились потрясающие современные объекты (тема для отдельного поста!), публикующиеся в самых известных архитектурных журналах мира. Китай стал интересным для публики, активно перенимал чужой опыт. В результате в этом году китайский архитектор Ван Шу получил Притцкеровскую премию. И туристы туда валом валят!

Сегодня у нас работают выше упомянутый Дэвид Аджайе, Джон МакАслан, Питер Кнох и Эрик Ван Эгераат. Однако этого недостаточно. Чтобы сформировать целостное архитектурное сознание, к нам, как в эпоху Петра, по-видимому, нужно привезти иностранных специалистов в массовом количестве, чтобы русские архитекторы, побросав все свои нереализуемые проекты, бумажные заготовки и деревянные макеты, а главное споры о пути развития архитектуры, бросились на «врага», дабы не дать ему занять свое место. Чтобы наконец-то появилась здоровая конкуренция, когда кумовство и взяточничество перестанут быть способом получения заказа.

Интересную новость узнала на днях от подруги.

Оказывается, в нашем городе уже несколько лет подряд проводят международную архитектурную премию. Кто о ней знает? Да почти никто, кроме разве что узкого круга заинтересованных лиц. В интернете лишь несколько комментариев, да и то за прошлые годы. В то время как среди номинантов в разные годы встречались весьма известные представители профессии: и Клаудио Сильвестрин, и Дэвид Аджайе, и Норман Фостер, и Юрген Майер. Канада, Великобритания, Испания, Греция, Португалия, Австралия… Список стран весьма внушительный. Почему они участвуют в нашей премии? Потому что коммерческий интерес у зарубежных архитекторов к России существует. На сайтах многих самых известных архитекторов есть предложения для нашей страны.

В числе соискателей премии из наших архитекторов были тоже отнюдь не последние имена, а в числе номинированных объектов в этом году оказались и Большой театр, и Планетарий. Правда, россияне (кроме юных выпускников МАрхИ с концептуальным проектом под названием «Небоскреб») в этом году ничего не выиграли. Вы слышите меня? Ничего. Российские архитекторы входят в жюри, но не выбирают российские проекты, ведь в процессе голосования они не могут видеть имен участников. Как выясняется, профессиональный вкус у них есть. Именно он помогает им абсолютно справедливо выбирать проекты иностранцев.В стране идет большая стройка, вкладываются деньги, запускаются большие проекты. Профессия архитектора очень востребована. Наши архитекторы не должны, не могут сейчас проигрывать иностранцам! Но они проигрывают. Выступают наравне и проигрывают. Поэтому над интересными проектами и предлагают работать западным архитекторам. Питер Кнох, упомянутый выше, живет в Москве и процветает! При этом самые смелые, рискованные идеи наших архитекторов попросту не запускают. Потому что главная задача – как можно быстрее заработать на недвижимости.

Нашего архитектора после ухода Лужкова не ругал только самый ленивый. Самое обидное, все прекрасно понимают, что проблема не только в творце, но и в заказчике. В основном, все московское строительство сосредоточено в частных руках. Ну так делайте хотя бы такие проекты, как «Стрелка», «Снежком» или «Аэрофлот».