https://www.funkybird.ru/policymaker

Россия уже не может защитить права своих граждан?

12-летний приговор гражданину РФ в Азербайджане стал предметом торга в переговорах о Габалинской РЛС

Ох, граждане России, не приведи вам Господь попасть в ситуацию, когда вы, оказавшись за рубежом в беде – как правило, даже не по своей воле – станете разменной монетой в «большой» международной политике наших властей. Во всяком случае, не питайте иллюзий, что они тут же воспримут отстаивание ваших попранных прав своим высшим приоритетом (к чему их обязывает и закон, и такой простой факт, что существуют они на налоги, которые платят в т.ч. граждане РФ). Нет, «большая» политика для наших властей неизмеримо важнее, а вы со своими заботами только под ногами путаетесь. Тут грандиозные проблемы, понимаете ли, решаются – не чета ущемлению прав какого-то одного гражданина.

Вот в такую ситуацию попал гражданин РФ, подполковник в отставке Полад Касымов, приговоренный в Азербайджане к 12 годам заключения за «шпионаж» в пользу нашей страны. Азербайджанские корни фамилии этого человека пусть вас не смущает – родился он в 1969 году на Брянщине, военное образование получил в подмосковном Серпухове, а служил большей частью в Сибири. И мыслей у него поменять российское гражданство на азербайджанское (откуда его исторические корни) тоже никогда не возникало. Служил в войсках ПВО в Новосибирске вплоть до 2001 года, когда подал рапорт с просьбой перевести его российскую воинскую часть, что в азербайджанской Габале (там живут его престарелые родители). Просьбу эту удовлетворили, и так Полад Касымов оказался в Азербайджане в расположении российской в/ч, обслуживающей РЛС «Дарьял», которая была возведена там еще в советские времена и которую Россия после развала СССР арендует у Азербайджана. Туда же, в Габалу, кстати, была переведена и Наталья Касымова, жена Полада. Она тоже служит в той же воинской части, причем – до сих пор. Сам же Полад еще пять лет назад ушел в отставку и стал военным пенсионером.

И вот в 2009 году (Полад, повторим, уже четыре года, как в отставке) в судьбе этой семьи произошла до сих пор труднообъяснимая трагедия. Вот как описывает начало этой истории сама Наталья в письме, адресованонном президенту РФ Дмитрию Медведеву: «03 февраля 2009 года приблизительно в 9.00 утра моего мужа похитили в городе Баку в районе проживания родителей моего мужа. Очевидцы (таксисты, продавцы близлежащего магазина) рассказали мне, что два джипа находились на улице с 7 утра. Когда выехал на своей машине мой муж, они преградили ему дорогу. После того, как он вышел из машины, трое людей, надев ему на голову мешок и на руки наручники, впихнули его в один из джипов, забрали нашу машину и уехали в неизвестном направлении. Все очевидцы предположили, что это были люди из министерства национальной безопасности (МНБ) Азербайджана… 09.02.2009 года (т.е. спустя 6 дней) с нами связался адвокат, сообщивший нам об аресте моего мужа в связи с предъявлением ему обвинения по ст. 276 УК АР (шпионаже в пользу России)».

Забегая несколько вперед, отметим, что ответа на свое письмо Наталья Касымова так и не дождалась (хотя она и объясняла, что обратиться к главе государства как к крайней инстанции ее вынудило то ли бездействие, то ли беспомощность наших властей — «мои неоднократные обращения в МИД РФ и другие организации, — писала она Медведеву, — не дали никаких результатов»). Но пора продолжить рассказ об этой темной истории. Вот как ее описывает «Независимое военное обозрение».

Узнав от соседей о том, что случилось с ее мужем, Наталья Касымова и родители Полада начали искать его в больницах, полицейских участках, моргах. 5 февраля 2009 года Наталья обратилась с заявлением в отделение полиции Насиминского района и в посольство РФ в Азербайджане. По ее просьбе посольство обратилось в МИД Азербайджана с нотой об оказании помощи в розыске без вести пропавшего Касымова. И только 9 февраля раздался телефонный звонок, и человек, представившийся адвокатом, сообщил, что Полад Касымов арестован сотрудниками министерства национальной безопасности и находится в следственном изоляторе.

Российское посольство снова обратилось в МИД Азербайджана с нотой о грубейших нарушениях статьи 39 Консульской конвенции от 06.06.95 и статуса Габалинской РЛС о принципах и использовании РЛС, подписанной сторонами 25.01.02. Статья 17 этого соглашения предусматривает участие сотрудников консульского отдела в следственных мероприятиях. Однако им в этом было отказано – азербайджанский следователь обосновал это тем, что по соглашению, мол, «представители компетентных органов России имеют право присутствовать в процессе следственных действий», но, в связи с их окончанием, дескать, «присутствие представителей России в этом процессе недопустимо».

Формулировка издевательская. Но еще большим издевательствам, рассказывает издание, подвергся арестованный гражданин России. Схваченного на улице Полада неизвестные люди (никто не представился и документов не предъявил) обыскали, отобрав два мобильных телефона, ключи от автомобиля и квартиры, а также около 3,5 тыс. азербайджанских манатов. Протокол не составлялся, понятые отсутствовали. В неизвестном здании с головы мужчины сняли мешок, но наручники оставили. Затем в течение суток длился конвейерный допрос: сменяющие друг друга сотрудники МНБ требовали от Касымова признаться, что он российский шпион. Грозили арестовать отца.
И конвейер сработал – отставной подполковник Российской армии оговорил себя, дав нужные признания сотруднику прокуратуры. Ни адвокат, ни представитель российского консульства при этом не присутствовали. Вообще оказалось, с 3 по 7 февраля Касымов был неизвестно где. Никаких документов о его задержании и содержании в МНБ не оформлено. Дело открывается решением о привлечении в качестве подозреваемого, оформленном только 7 февраля 2009 года. В этот же день составлен протокол о задержании. Оба документа сочинил один и тот же следователь. Курьезный момент: на первой странице протокола время задержания указано 18.00, а на следующей – 21.00.

Через два дня, 9 февраля, судья Бакинского военного суда Салман Гусейнов выбрал меру пресечения – арест на три месяца с содержанием в следственном изоляторе МНБ. Решение повторяло текст ходатайства об аресте. На заявления о неверной дате ареста судья не прореагировал. Все было предрешено заранее и вовсе не в суде. Назначенный адвокат отказал подзащитному в подаче апелляции. И в дальнейшем активно сотрудничал со следствием, а не со своим подзащитным.

Что вменили гражданину России в вину

Что же вменили ему азербайджанские чекисты в вину? С самого начала судебная эпопея приобрела черты фарса, рассказывает издание. Но очень скоро перешла в трагифарс и откровенную трагедию. Например, протокол допроса Касымова от 7 февраля и видеозапись этого же допроса разительно отличаются, хотя должны совпадать полностью. Но судью это не смутило, и он удовлетворился объяснением следователя: «Техническая ошибка». Такими «техническими ошибками» переполнено все дело, в котором нет ни одного реального доказательства шпионской деятельности. Есть только самооговор двух обвиняемых – Полада Касымова и его бывшего однокурсника по Высшей военной школе в Серпухове (так в судебных документах. – Авт.) Парвиза Гамидова.

7 декабря 2009 года Военный суд Азербайджана по делам о тяжких преступлениях признал их виновными в совершении преступления, предусмотренного ст. 276 УК АР и приговорил Касымова к 12 годам лишения свободы с отбыванием первых двух лет наказания в тюрьме, а остальной части наказания в колонии строгого режима.

Подробности «шпионского дела» тоже заслуживают внимания, продолжает издание. Вот как это изложено в материалах суда. Гражданин РФ Касымов служил в должности начальника отдела кадров в в/ч в Новосибирске. По его заявлению в марте 2001 года был переведен на Габалинскую РЛС, поскольку его родители проживают в Азербайджане. И здесь тоже стал начальником отдела кадров. И, как считает следствие, «был вовлечен в секретное сотрудничество работником ФСБ РФ майором Сергеем Чертаковым; дав подписку-обязательство о работе против безопасности Азербайджанской Республики под псевдонимом Павел». В Габале «по заданию работающего здесь сотрудника спецслужб России – полковник-лейтенанта (так в документах. – Авт.) Сергея Щербакова Касымов созвонился» с бывшим сокурсником майором ПВО ВС АР Парвизом Гамидовым, сообщил, что приедут «друзья».

В мае 2001 года в воинскую часть, где служил Гамидов, приехали два сотрудника спецслужб РФ под именами «Миша» и «Олег». Они получили секретную информацию о технике ПВО, «а также о том, что в военной части используется старая советская техника, при помощи которой можно рассмотреть расстояние до горы Савалан, находящейся на территории Исламской Республики Иран». По поручению другого сотрудника ФСБ майора Василия Сиплова Касымов «дал задание Гамидову… раздобыть информацию о количестве и типах самолетов радаров и самолетов». И тот «секретным путем из планшета, находящегося в зале управления боем Центрального командного пункта ВВС, добыл информацию, являющуюся военной тайной, о том, что на территории республики функционируют радары в Барде, в Агджабеди, в Курдамире и в Астаре. П.С.Касымов обеспечил передачу данной информации сотруднику ФСБ РФ по имени «Вадим». А еще через Касымова была передана информацию сотруднику «Вова» о количестве и типе самолетов и локаторов в августе 2002 года на аэродроме поселка З.Тагиева. И о них же, но уже в летние месяцы 2003 года. За проделанную работу от сотрудников ФСБ было получено 24 тысячи рублей и 65 манат. Манат тогда был ну очень дорогой».

Вообще-то ФСБ РФ выполняет контрразведывательные функции, отмечает издание. Разведкой занимается Служба внешней разведки России, а военной разведкой — ГРУ. К тому же Россия законодательно обязалась не шпионить в пределах СНГ. Но, допустим, за спецслужбами не уследишь — что за российскими, что за азербайджанскими. Но тогда возникает резонный вопрос: какие такие новые радары неизвестных конструкций могли появиться на бывших советских аэродромах в Азербайджане? Эти «военные тайны» же не стоят и выеденного яйца. Да и почему, наконец, «шпионские» акции Касымова и Гамидова датируются 2001-м и 2002 годами, а схватили их лишь в 2009-м. Касымов за это время успел выйти на пенсию.

Обычно на суде по шпионским делам присутствуют доказательства – разведывательная аппаратура, передатчики, фотоаппараты, предметы-тайники, скрытая фото и видеосъемка. Ну и материалы задержания с поличным при передаче секретной информации. Да еще вместе со связным – сотрудником вражеской разведки. В данном случае фигурировал лишь один вид доказательств – распечатки телефонного трафика. Причем, записи не самих разговоров, а время телефонного звонка, его продолжительность и номер абонента.
В 2001–2002 годах мобильные и в России были редкостью. А в Азербайджане в воинской части ПВО они имелись лишь у двух человек. К несчастью, один из них – Парвиз Гамидов. И он по-товарищески давал его сослуживцам позвонить. И совсем уже ему и Касымову на горе, у одного из сослуживцев оказался однокурсник в Габале. Однокурсник этот был готов прийти в суд и дать показания. Но ни одного свидетеля защиты в суд не допустили.

Зачем был арестован именно гражданин России

Возникает вопрос — зачем спецслужбы и суд Азербайджана разыграли весь этот фарс? Ответ один – Габалинская РЛС. Дело в том, что срок действия подписанного в 2002 году соглашения между Москвой и Баку об условиях использования Россией Габалинской РЛС истекает в этом году. Пока ежегодная ставка аренды — $7 млн. Азербайджан, естественно, не прочь ее повысить. Но чтобы сразу в 40 с лишним раз – до $300 млн?! Такого Москва от Баку не ожидала.

Осенью прошлого года стороны уже было начали переговоры по этой теме – прошла встреча глав Минобороны РФ и Азербайджана Анатолия Сердюкова и Сафара Абиева. Тогда Россия, кстати, надеялась специальным договором продлить соглашение сразу на 25 лет (в соответствии с нынешним текстом документа соглашение автоматически продлевается каждые три года, если ни одна из сторон за полгода до истечения срока действия документа не уведомит другую о намерении расторгнуть договоренность). И ставка аренды на переговорах глав двух военных ведомств, кстати, фигурировала достаточно умеренная — $15 млн. Но затем Азербайджан, прикинув, решил поднять ее сначала до $150 млн, а совсем недавно — и вовсе до $300 млн. Сразу в 40 с лишним раз! Очевидно, взятие Полада Касымова в «заложники» оказалось тут для Баку очень кстати.

Минобороны России назвало новую ставку аренды Габалинской РЛС «не адекватной» и намеком даже пригрозило Азербайджану уйти из Габалы. Благо, премьер соседней Армении предложил недавно России построить новую РЛС на территории его страны.

Так стоит ли продление аренды Габалинской РЛС таких денег, какие требует сейчас азербайджанская сторона? С чисто военной точки зрения, конечно, нет. Станции уже без малого 30 лет. Россия сейчас начинает обзаводиться новыми станциями слежения (предупреждения) о ракетных пусках потенциального противника. Недавно первая очередь такой новой РЛС («Воронеж-ДМ») был введена в строй в Армавире. Но вот второй сегмент этой РЛС, который должен отслеживать ракетные пуски как раз в зоне ответственности Габалинской РДС, пока в строй не введен. Это – единственное с чисто военно-технической точки зрения оправдание продления срока аренды РЛС «Дарьял». Этим обстоятельством пренебрегать, конечно, нельзя, но мы-то помним, что после демонтажа РЛС в Скрунде (Латвия) Россия на некоторое время тоже «ослепла» с западного направления. Так что с наиболее оптимальным вариантом для России (повторим, с чисто военно-технической точки зрения) было бы продление срока аренды Габалинской РЛС лишь на период, необходимый до постановки на дежурство второго сегмента армавирской РЛС. Если, конечно, азербайджанскую сторону можно склонить к такому варианту.

Но Габалинская РЛС имеет для России и другое значение. Во-первых, Габала сама по себе – это фактор присутствия России в этом регионе, дающий ей возможность влиять здесь на развитие ситуации и играть в т.ч. на противоречиях различных сторон. По словам, например, армянского военного эксперта Арцруна Ованисяня, мнение которого приводит ИА REGNUM, проблема Габалинской РЛС вообще носит не столько военный, сколько политический характер: «Если Азербайджан продолжит настаивать на новой цифре арендной платы, очень возможно, что Россия откажется от РЛС, но я считаю, что проблема носит больше политический характер, и при правильном политическом торге Баку, вероятно, отступит от своей позиции. России не столько нужна устаревшая Габала, сколько этот маленький гарнизон на территории Азербайджана».

Действительно, уйдя из Габалы и построив новую РЛС в той же Армении, Москва еще больше сблизится с Ереваном – за счет отдаления от Баку. И тем самым лишит себя пока еще имеющихся у нее возможностей воздействия на Азербайджан, подтолкнет его тем самым к дальнейшему сближению с потенциальными противниками самой России – США, НАТО и Турцией.

Кроме того, определенные проблемы создаст для Москвы – в случае ее ухода из Габалы — вполне возможный переход этой РЛС под контроль США. Нет, следить за российской территорией эта станция не способна – этот огромный «домище» не развернуть. Но американцы могут получить в свое распоряжение РЛС, которая поможет им вести боевые действия против Ирана. Нужно ли это Москве? Наверняка, нет. Кроме того, нынешнее российское руководство пыталось уже (правда, безуспешно) разыграть габалинский «козырь» в переговорах с американцами по ПРО. В случае ухода из Габалы Москва его лишается навсегда.

Вот на фоне таких грандиозных проблем большой политики – возникших, кстати, преимущественно из-за военно-стратегической и геополитической деградации самой Россией в последние два десятилетия под «чутким» руководством самих российских властей – и решается ныне судьба Полада Касымова. Верой-правдой много лет он служил этому государству, а как только попал в беду в «дружественном» Азербайджане, Россия помочь ему оказалась не в состоянии. Деградировав из мировой державы, каким был СССР, в некую «региональную» державу, Россия теперь вынуждена лавировать между многими игроками, действующими в этом регионе. И лавировать в ущерб отстаиванию прав своих граждан, с которыми всякого рода «дружественные» России страны уже и не очень-то церемонятся.

Но палка, как говорится, имеет два конца. И, если государство «идет на сделку» в отстаивании законных прав своих граждан, попавших в беду за рубежом, то это неминуемо роняет авторитет самой страны на международной арене и провоцирует еще более бесцеремонное обращение с гражданами РФ в других странах. Да не только там, но и внутри самой России. «У меня и моих детей еще остается вера в то, что Россия не бросает своих граждан! Тем более, когда ее граждане бездоказательно обвиняются в шпионаже в пользу самой России», – написала Дмитрию Медведеву Наталья Касымова. И эта вера граждан не беспредельна.