https://www.funkybird.ru/policymaker

Почему Запад так быстро «простил» Белоруссию?

На днях в Минск вернулись послы Швеции, Польши, Литвы, Чехии и Эстонии. В первой декаде мая к ним присоединятся послы Германии, Болгарии, Бельгии и Дании.

— Послы ряда европейских стран были отозваны в конце марта — начале апреля, в связи с очередным всплеском «еврокампании» за «права человека» в Белоруссии. Столь быстрое возвращение дипломатов позволяет предположить, что у Запада имеются более серьезные и долговременные планы в отношении белорусского государства.

Отсутствие сколь-нибудь влиятельной «оранжевой» оппозиции в этой стране и, соответственно, стабильные внутриполитические позиции руководства во главе с Александром Лукашенко не позволяют сегодня рассчитывать на дестабилизацию Белоруссии. Что подтвердил и упомянутый отзыв послов, не вызвавший каких-либо «прозападных» эксцессов в этой стране. Это с одной стороны.

С другой, — возрастает экономико-географическая роль Белоруссии для Запада. Достаточно сказать, что многие правительственные чиновники и бизнес-структуры всех стран Балтии недавно выступили против ужесточения «антилукашенковских» санкций Евросоюза. Ибо минимум треть транзитных доходов этих стран ежегодно обеспечивают перевозки именно белорусских внешнеторговых грузов. Вдобавок, Белоруссия — крупный рынок сбыта всё большего ассортимента товаров для Польши и стран Балтии. А также поставщик сравнительно дешевой электроэнергии в экс-советскую Прибалтику.

Польша к тому же предлагает продлить на ее территорию (из Белоруссии или Литвы) газопровод Россия-Беларусь-Литва-Калининградская область РФ. Также в Польше, Германии и Чехии всё активнее выступают за создание газопровода Ямал-Беларусь-Европа-2, который обеспечит, наряду с действующим трубопроводом Ямал-Беларусь-Европа, кратчайшее расстояние поставок российского голубого топлива в регион ЕС.

Через Белоруссию проходит и международный транзитно-контейнерный маршрут Закавказье-Турция-Балканы-Украина-Беларусь-Балтийский бассейн. Плюс к тому, Европейская комиссия поддерживает проекты трансъевропейских судоходных артерий через Белоруссию (Западный Буг-Висла-Одер, Западная Двина-Днепр).

Все эти факторы, естественно, влияют на долгосрочные планы ЕС в отношении Белоруссии. Но, пожалуй, еще более важно то, что ЕС — в рамках небезызвестной программы «Восточное партнерство» — планирует ввести режим свободной торговли со странами западного региона СНГ и Закавказья. В этой сфере есть важная стратегическая особенность, а именно: включение Белоруссии в такую торговую зону фактически «вытолкнет» ее из Таможенного союза (ТС) и, соответственно, из зоны свободной торговли с Россией и Казахстаном. Так как правила ТС не допускают участия ее стран-членов в других аналогичных блоках. То есть — существует риск если не раскола ТС, то, во всяком случае, появления проблем в этом союзе.

Между тем, сбыт, например, белорусских молочных, мясных и кондитерских продуктов периодически ограничивается в России. Зато их экспорт растет в Польшу и Словакию, страны Балтии и Закавказья, Украину и Молдавию. А эти товары — одна из основ белорусского экспорта. Без ограничений вывозятся в упомянутые страны и другие белорусские товары — нефтепродукты, химические удобрения, мебель, текстиль.

Естественно, в Минске не могут не понимать, что такая торговая политика стран ЕС и «Восточного партнерства» нацелена на отрыв Белоруссии от Таможенного союза. И, параллельно, на включение ее в торгово-экономическое пространство ЕС.

Словом, много взаимосвязанных факторов вынуждают сегодня Запад продолжать развивать сотрудничество с белорусским государством.