https://www.funkybird.ru/policymaker

Путин на развилке

Путин возвращается. Кто-то, правда, считает, что он и не уходил. Но на должность он возвращается. Возвращение оказалось связано с большим напряжением и большими проблемами, чем, возможно, ожидалось. Но даже яро уверяющие, что выборы были сфальсифицированы, признают, что 4 марта он получил поддержку более чем половины голосовавших. И не меньше, чем имел в 2000 году.

Большинство поддержало Путина, потому что поддержало его программу и поверило в его обещания. Обещания эти — левые, а программа Путина во многом взята у оппозиции.

Что было поддержано:

* поставить в центр жизни общества тех, кто своим трудом держит страну — рабочих, крестьян, учителей, врачей и инженеров;
* ликвидировать пропасть в социальной дифференциации общества;
* создать условия для свободного развития человека и поставить государство на службу человеку;
* осуществить реиндустриализацию России;
* осуществить производственно-технический переворот в экономике;
* обеспечить курс на реинтеграцию пространства бывшего СССР.

Это требования социалистических партий и приговор требованиям партий буржуазных.

Путин, хоть и не произнося этого слова, по сути пообещал построить в России новый социализм. Именно это было поддержано избирателями, и именно поэтому многие сторонники коммунистов и социалистов отдали свои голоса в поддержку его программы.

Теперь эту программу нужно выполнять. И, конечно, меньше всего для ее выполнения подходит правительство вчерашнего «либерала» и ныне «консерватора», составленное из креатур Чубайса. Такое правительство сможет делать лишь прямо противоположное. Но выбирали же не Медведева с Чубайсом. Когда Медведев возглавил список «Единой России», она катастрофически снизила свою поддержку по сравнению с прошлыми выборами. Сколько бы мог набрать Чубайс в поддержку своей программы — даже не интересно спрашивать.

7 мая формально пройдет инаугурация Путина. Реально — легитимация социалистических требований народа.

Путин обещал повышение зарплат бюджетникам в 2-3 раза; создание 25 миллионов новых рабочих мест в инновационных отраслях; снижение инфляции до 3-4 % в год; повышение производительности труда до уровня европейских стран; переоснащение армии новой военной техникой; широкомасштабное строительство дорог, развитие инфраструктуры по всей стране.

Страна ждет от него экономического роста; наведения порядка; восстановления социальной справедливости, улучшения жизни простых людей; укрепления позиций России на международной арене; укрепления ее обороноспособности; развития науки, культуры, образования.

Страна ждет, кстати, отмены ЕГЭ, отмены перевода часов, возвращения милиции ее прежнего названия при одновременном ее реформировании и превращении в действительно «народную милицию», то есть структуру правопорядка, служащую народу.

Ведь максимальный взлет популярности Путина был связан даже не с победой над олигархами — он был связан с корректировкой закона о «монетизации льгот», «левым поворотом» осени 2005 года, социальными программами и Мюнхенской речью.

И тут возникает развилка. Путину предстоит либо выполнять эти требования, либо ссориться с их носителями, отдавшими ему свои голоса на выборах.

Люди, выходившие на Болотную с белыми ленточки и шарами, помитинговали и ушли. Люди, приходившие на Поклонную, оденут красные банты, придут снова и не уйдут. А вместо шариков возьмут в руки свое историческое оружие, которым новый московский градоначальник заблаговременно выложил московские улицы.

Не выполнить обещания, которым поверил народ — опасно. Выполнять их — трудно. Потому что сильная социальная политика требует расходов. А расходы так или иначе означают сокращение возможностей имущих кругов, которые сами хотели бы в том или ином виде получить эти деньги от государства.

Повышение зарплат бюджетникам в 3-4 раза — это одновременно принуждение коммерсантов также повысить зарплаты своему персоналу. И они будут препятствовать этому через свое властное лобби.

Торговцы, ощутив рост доходов, тут же начнут играть на этом и повышать цены. А тогда рост зарплат обернется инфляцией, что нивелирует повышение и будет воспринято, как обман теми, кому зарплаты повысят, то есть теми, кто поверил Путину. Чтобы этого не произошло, нужно создавать систему государственного регулирования цен и наказывать перекупщиков за их повышение.

Усиление позиций России на международной арене — это тоже трудно. И потому, что этому будут препятствовать широкие коалиции мировой элиты. И потому, что это потребует жесткой позиции и готовности идти на конфликт. И потому, что этому будут препятствовать те группы российской элиты, которые хотят комфортно вписаться в мировую элиту и интегрировать Россию в систему отношений, где она сможет играть лишь второстепенную роль.

Этим группам будет мешать обострение отношений России с ее конкурентами, потому что последние будут требовать от них смягчить позицию страны.

Чтобы строить дороги, нужно будет вкладывать деньги, лишив их олигархические группы. Чтобы перевооружить армию, нужно укреплять оборонный сектор и выводить его из прямого подчинения рыночным тенденциям. Нужно будет укреплять государственное регулирование и рвать со сторонниками рынка.

Вообще, нужно будет строить новый социализм. А строить любой социализм — значит, в ответ получать яростное сопротивление тех, кто хочет сохранить капитализм.

За обещанный Путиным курс выступает явное большинство. Против — богатое и сильное меньшинство. Ему придется выбирать: либо конфликт с имущим меньшинством, либо конфликт с подавляющим большинством.