https://www.funkybird.ru/policymaker

Поклонная vs Болотная-2: уже на грани фарса

«Маршу миллионов» 6 мая будет противостоять 50-тысячный митинг «Народного фронта» на Поклонной горе (4 февраля там удалось собрать 130 тысяч сторонников Владимира Путина). Абсолютно внезапно об этом стало известно в пятницу вечером, через несколько часов после того, как столичная мэрия разрешила оппозиционный «Марш». На сайте «Фронта» появилось лаконичное сообщение:

«В Парке Победы на Поклонной горе… пройдет мероприятие, посвященное годовщине создания Общероссийского народного фронта. Ожидается, что в праздновании примут участие более 50 тысяч гостей… Планируется, что перед собравшимися выступят депутаты Госдумы Вячеслав Лысаков, Алена Аршинова, лидер общественного движения «Убитые дороги» Александр Васильев, начальник цеха «Уралвагонзавода» Игорь Холманских», – говорилось в сообщении. (Напомним, минута славы настигла господина Холманских в декабре 2011 года. Во время «прямой линии» с Путиным после митинга на Болотной, он предложил приехать в Москву «с мужиками» и «отстоять свою стабильность»).

Пикантность заключалась в том, что за два дня до митинга заявленные ораторы не знали, что митинг вообще состоится. Депутат-единоросс Лысаков об акции узнал от корреспондента «Газеты.Ru». «Мне не известно об этом ничего. Может быть, завтра я что-то узнаю, но от вас услышал только о своем участии», — сказал Лысаков, который был не в Москве (а где, интересно, уже на даче на шашлыках?)

Заявку на 50-тысячное мероприятие подала никому прежде не известная организация, входящая в ОНФ – «Московский студенческий центр». (Корреспондент «Свободной прессы» позвонил в МСЦ и попросил рассказать, как студентам прошла в голову свежая идея организовать 50-тысячный митинг, и что представляет собой организация; ответить на эти вопросы сотрудники пресс-центра не смогли). Волшебным образом повела себя и мэрия. Тверская, 13, до последней минуты тянувшая с согласованием «Марша миллионов», объявила, что мероприятие на Поклонной… не нуждается в согласовании! Нонсенс объяснили просто: это «не митинг, не шествие и не пикет». «Данная акция пройдет в форме культурно-массового мероприятия», – заявил руководитель департамента региональной безопасности Москвы Алексей Майоров. Проведение акции в таком формате, согласно законодательству, не требует согласования.

Вольная трактовка законодательства со стороны московской мэрии крайне удивила оппозицию, которой добиваться своих шествий приходится буквально с боем.

– Народные гуляния на Поклонной, как ни крути – это массовое мероприятие, на проведение которого надо подавать заявку. Если же там будет установлена сцена, и кто-то с нее будет выступать, петь и плясать, заявку надо вообще подавать за месяц, — сказала корреспонденту «СП» Надежда Митюшкина, член политсовета движения «Солидарность», одна из заявителей «Марша миллионов» — Кто придет на Поклонную? Думаю, это будет напоминать времена СССР, когда на предприятие приходила разнарядка: на митинг нужно предоставить столько-то человек. Насколько я в курсе, сейчас в Москве делают то же самое…

Однако на народно-массовом гулянье не будет самого главного виновника торжества – Владимира Владимировича Путина. По крайней мере, его пресс-секретарь Дмитрий Песков сказал, что в графике Путина участие в акции ОНФ не значится.

Параллельно стало известно: мужчинам призывного и постпризываного возраста стоит все хорошо взвесить, прежде чем отправиться на антипутинский «Марш». Иначе маршировать им придется на плацу воинских частей или «партизанить» в лесах Мордовии или Забайкалья. Как сообщил «Интерфаксу» член призывной комиссии одного из районов Москвы, парням от 18 до 27 лет, задержанным в ходе «Марша», будут вручать призывные повестки в военкомат. А нарушителям постарше, которые последние три года не участвовали военных сборах, будут отправлять на них, причем речь идет о дальних гарнизонах — в Сибири, Забайкалье и на Северном Кавказе. Продолжительность сборов — от 25 до 60 дней. «Призванные на сборы и уклонившиеся от них без уважительной причины граждане будут привлечены к уголовной ответственности в соответствии с законом, который предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет», — напомнил член комиссии. Военные от комментариев на эту тему загадочно отказались.

Словом, для граждан приготовлены и пряники, и кнуты. Осталось одно – сделать правильный выбор. Как разойдутся на этот раз Болотная с Поклонной, рассуждает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

«СП»: – Алексей Владимирович, как отреагирует на властные инициативы Москва?

– Речь не только о Москве, речь о стране в целом. А страна у нас живет, следя за федеральной политикой по телевизору. Есть, конечно, и другие источники информации, но в общенациональном масштабе они играют существенно меньшую роль. Скажем, интернетом пользуется Москва, да еще несколько мегаполисов.

Замолчать на ТВ о митинге оппозиции уже невозможно. Значит, надо дать параллельную картинку, и с нее начать выпуски новостей. О том, что в Москве прошел митинг в форме народных гуляний под эгидой «Народного фронта», посвященный годовщине его создания. На нем выступили рабочие, общественники, представители народа. А потом дать другую картинку: одновременно в Москве прошла немногочисленная акция оппозиции. На ней выступали ее лидеры, пришло мало людей, никому это было неинтересно, звучали надоевшие лозунги, и т.д. Это достаточно обычная политика – противопоставить один митинг другому.

«СП»: – Но мало кто поверит, что на Поклонной народ собрался по собственному почину, добровольно оторвавшись от посадки картошки на дачах…

– Оценивать эту технологию надо не по тому, как на нее отреагируют наиболее критично настроенные группы, а по реакции целевой аудитории. Целевая аудитория не сидит в интернете, и не обсуждает вопроса – согнали или нет народ на Поклонную году. Аудитория смотрит ТВ. А что это значит?

Когда в Москве 4 февраля были акции протеста на Болотной и митинг в поддержку Путина на Поклонной, значительная часть целевой аудитории согласилось с тем, что на акции оппозиции люди приходили за плату. Они так решили, потому что им показали фильм по НТВ. Те, кто ходили на митинги, или просто следили за событиями по интернету, восприняли это с иронией, или с более сильными негативными чувствами. Но возьмите человека из провинции. Ему объясняют, что оппозиционеры ангажированы финансово, за участие в митингах им платят – и он верит, что за этим что-то есть, потому что это по телевизору показали.

«СП»: – О чем это говорит?

– Это говорит о том, что власть махнула рукой на тот самый средний класс, который либо ходит на митинги, либо ходил в декабре-феврале, либо сочувствует этим митингам. Власть, насколько я понимаю, считает, что средний класс от нее ушел и, наверное, уже не придет. Поэтому власти нет дела, как средний класс реагирует на созыв экстренного митинга на Поклонной.

В декабре власть сделала попытку ухаживания за Болотной площадью. Оппозиционеров стали называть креативным классом, появились слухи, что с площадью надо разговаривать, нужен диалог и переговоры, Кудрин предложил свои услуги как переговорщика… Но потом власть поменяла курс.

К 4 февраля Кремль просчитал ситуацию, и сделал ставку на консервативный электорат. Эти люди выступают за Путина и против хаоса, который, как они считают, возникнет в случае успеха оппозиции. Обращаясь к консервативному электорату, власть вызывала в памяти события 20-летней давности, когда в Москве шли огромные демонстрации, и все закончилось тем, что перестали вовремя платить пенсии и зарплаты, плюс к тому, мы потеряли значительную часть страны. И это дало хороший результат.

Кроме того, была сделана ставка на рабочий класс. Впервые это было обозначено в ходе обращения к Путину рабочих «Уралвагонзавода», и потом подтверждено неоднократно, в том числе 1 мая, когда Путин и Медведев впервые поучаствовали в демонстрации профсоюзов.

Рядом с традиционалистской «пролетарской» линией пролегла и линия Церкви. Как мы видим, она поддержала власть, и выступает против смуты с традиционалистских позиций – правда, немного других. Власть апеллирует к рабочим – и это вполне советская стилистика. Церковь же, говоря об ополчении Минина и Пожарского, и вспоминая патриарха Гермогена, замученного во время Смуты, апеллирует к консервативному антиреволюционному пласту общества.

Эти две, абсолютно исторически несовместимые линии, сошлись под флагом традиционализма, против оппозиции. Нечто подобное уже было в годы Великой Отечественной, когда эти линии свел Иосиф Сталин. Но надо заметить, что реабилитация старых героев не отменяла тогда ни коммунизм, ни революцию. Этот опыт показал, что эти вроде бы несовместимые вещи укладываются в общий патриотический блок.

И сегодня для людей, которые живут в традиции – это вполне органичное сочетание. Они считают, что оппозиция посягает на нашу культуру и Церковь, что она не уважает рабочих, не уважает народ. Поэтому митинг оппозиции не является для нее чем-то важным.

«СП»: – Сейчас идут разговоры, что акция оппозиции 6 мая будет неудачной, провальной, что она соберет мало людей. Это так?

– Что значит – «мало»? Понятие «мало», применительно к митингам оппозиции, сильно изменилось за последние полгода. До этого мало означало 1500-2000 человек, которые в прошлом году собирались на традиционные акции вроде 31 числа. Сейчас понятно, что если 6 мая на Болотной соберется 10-15 тысяч человек – по сравнению с 4 февраля это будет мало. Но по сравнению с митингами оппозиции, которые проходили в течение многих лет – это много.

«СП»: – Власти, со своей стороны, делают все, чтобы уменьшить численность оппозиционных рядов 6 мая. В регионах начались задержания активистов, которые собрались в Москву на «Марш миллионов» (о таком случае в Уфе «Свободная пресса» рассказывала 4 мая ). Теперь еще появилась информация, что участников протестных акций будут забирать в армию или на воинские сборы…

– Думаю, эта страшилка ориентирована на тех участников, которые, возможно, сделают попытку прорваться к Манежной площади по завершению «Марша».

Словом, происходящее понятно: главное оружие власти – это ТВ и консервативное окружение. Безусловно, это консервативное большинство в стране имеется. Эти люди голосуют за власть – и доказательство тому победа Путина в первом туре. Но проблема в том, что в традиционной России мобилизация этого слоя всегда шла на уровне сакральных ценностей: государство, царь, народ. В России нынешней мобилизация идет на страхе перед хаосом, смутой, перед тем, что вот сейчас оппозиция что-нибудь придумает, а нам расхлебывать. Так вот, этот ресурс страха сегодня почти исчерпан – об этом говорят многие социологические исследования.

Провинциальный консерватор, который не любит оппозиционеров, и поддерживает власть, заботится, прежде всего, о своих интересах. Если он почувствует, что эти интересы начнут быстро разрушаться, он тоже выйдет на улицу. В этом случае уровень протестных настроение скачком поднимется. И тогда сама власть окажется в ситуации, когда она будет вынуждена отвечать на протестные выступления собственных сторонников. А это будет намного сложнее, чем сегодня бороться с креативным классом…

Марш отсюда!

Группу астраханцев, часть которых принимала участие в голодовке против фальсификаций на выборах мэра в Астрахани, задержали на выезде из города, когда они направлялись в Москву. При этом, как сообщил «Газете.Ru» замруководителя фракции «Справедливая Россия» в областной думе Александр Каманин, в Москву они ехали на соревнования по единоборствам, а не на акцию «За честные выборы».

Тормознули астраханцев на Стрелецком посту ППС, где продержали шесть часов.

По его Каманина, сотрудники ГАИ сначала посмотрели права, путевку и другие документы, а затем посчитали недостаточной доверенность на автобус для водителей, не заверенную нотариально.

«Упираясь в это, людей продержали три часа. Затем людей подвергли паспортной проверке. Не просто посмотрели паспорта, а построили в очередь и через базу, через компьютер, пробивали каждый паспорт… Более того, людям бросили упрек, что в Дагестане произошел теракт, и они, возможно, террористы», – добавляет он.

«В результате люди были возмущены этим, оставили автобус у этого пункта, собрали вещи и уехали в город. Люди все равно уехали в Москву… Другое дело… их настроили таким образом, что они теперь не на соревнование поедут, а действительно на Марш», — сказал Александр Каманин.