https://www.funkybird.ru/policymaker

Главная советская газета празднует вековой юбилей

Газета «Правда» отмечает 100-летний юбилей. В советские годы она была ведущим изданием страны, ее тираж превышал 10 миллионов и, по сути, являлась своего рода истиной в последней инстанции. Журналистами «Правды» были Егор Гайдар и Евгений Примаков, ставшие впоследствии премьер-министрами России. Коллектив издания поздравил президент.

Конечно, кто-то, как писатель Сергей Довлатов, шутил, что в советских газетах правдивы только опечатки, но большинство в те годы воспринимало газету «Правда» всерьез. Всерьез — это мягко сказано. Журналисты и авторы «Правды» не просто чутко следовали за часто меняющейся линией партии, а иногда сами эту линию определяли. Так было в 1961 году после выноса тела Сталина из Мавзолея:

Наследников Сталина, видно, сегодня не зря хватают инфаркты.

Им, бывшим когда-то опорами, не нравится время,

В котором пусты лагеря,

А залы, где слушают люди стихи, переполнены.

Сейчас поэт Евгений Евтушенко с удовольствием декламирует «Наследников Сталина» в своем доме в штате Оклахома, а в 60-х годах в Москве коллеги по Союзу писателей обвинили Евтушенко за эти строки в антисоветской деятельности. Помог звонок референту Хрущева Лебедеву. Стихотворение было опубликовано в главной газете страны с одной поправкой: слово «родина» заменили на слово «партия».

«Хрущев был в абхазском колхозе, и председатель со слезами на глазах рассказывал ему историю о том, каким зверствам подвергалось крестьянство на Кавказе. И Хрущев заплакал и сказал: мы еще не всю правду сказали о Сталине, — рассказывает поэт Евгений Евтушенко. — И тогда Лебедев вынул из нагрудного кармана это стихотворение и прочел это вслух. Хрущев отправил это на военном самолете, оно на следующий день было напечатано».

Но, как известно, газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но и коллективный организатор. Организовывать в эпоху плановой экономки было что, и «Правде» приходилось не только разоблачать культ личности, но и решать бытовые проблемы граждан.

В 1962 году молодой учитель Григорий Никифоров из Пермской области совершил серьезную по тем временам покупку — приобрел шкаф в сельском магазине.

«Шкаф как-то начал себя вести очень странно. Ляжем спать, раздаются звуки, треск. Сначала мы никак не могли разобрать, в чем дело. Потом днем я посмотрел, оказалось, на этом шкафу образовалось много трещин. Значит, шкаф оказался бракованный. Я решил написать в «Правду», — говорит Григорий Никифоров.

К удивлению сельского учителя, бракоделы извинились и быстро заменили мебель. Качественный шкаф и сейчас стоит в квартире Никифоровых, а послание учителя до сих пор хранится в архиве «Правды». По тогдашним правилам, на все письма отвечали в течение 3 дней. Причем, копии посылали в горкомы и обкомы с просьбой немедленно сообщить о принятых мерах.

Леонид Парфенов с помощью органа ЦК КПСС облегчил жизнь владельцам редких в советское время видеомагнитофонов.

«Я в газете «Правда» опубликовал самую первую статью про видео — называлась «Третий экран». Есть кино, есть телевидение, а есть третий экран. И тем самым «Правда» разрешает существовать видео на территории СССР. А до этого за видео сажали, прежде всего, за порнографию, потому что смотрели «Греческую смоковницу». Конечно, потому что правоохранителям хотелось иметь такие же магнитофоны и такие кассеты, и поэтому сажали. И вот после этой статьи сажать перестали», — говорит Леонид Парфенов, внештатный автор газеты «Правда» в 1987-1988 годах.

Золотой век «Правды» завершился после путча в августе 1991 года. Вслед за КПСС закрыли и ее главную газету.

«Правдисты ходили на работу сквозь строй каких-то ряженых в казачьи формы, которые делали факела из «Правды». И мы сквозь строй этих людей ходили. Ненависть была в глазах у людей, ярость. Правда, от некоторых очень пахло самогонкой и еще какой-то заразой. Это было такое издевательство, моральный террор: вот вы были главной газетой страны, а теперь кого мы из вас сделаем, мы вас превратим в мартышек и побирушек», — вспоминает Геннадий Селезнев, в 1991 году главный редактор «Правды».

Вскоре газета вновь стала выходить. Но самые известные журналисты, или как они себя сами называют «правдисты», перешли в другие издания или вышли на пенсию.

Сейчас «Правда» — это, по сути, боевой листок КПРФ. Тираж вместо прежних 10 миллионов — 103 тысячи. А частных подписчиков всего 14 тысяч. Сайт газеты работает медленно, видимо, доходов от подписки и рекламы не хватает. Но по-прежнему много цитат вождя и основателя газеты Владимира Ленина.

«Часто находим ответы на вопросы. Не всегда, конечно. Потому что сам Владимир Ильич говорил: «Марксизм — не догма, а руководство к действию». Поэтому у вас новые исторические условия, товарищи дорогие, наследники мои, применяйте марксизм-ленинизм творчески», — говорит главный редактор газеты «Правда», член президиума ЦК КПРФ Борис Комоцкий.

В новых исторических условиях о былом величии газеты напоминает лишь название улицы, на которой до сих пор находится редакция.