https://www.funkybird.ru/policymaker

Последнее послание Медведева: реформы или имитация?

Завтра действующий президент России в последний раз выступит перед Федеральным Собранием.

Попав в окружение толпы «призраков» «бессмысленного и беспощадного» русского бунта (к прошлогодней Манежке теперь добавилась еще и Болотная), российские власти демонстрируют широкой общественности свою готовность произвести ремонт (пока еще сугубо косметический) аварийного здания политической системы РФ. Сохраняя должную субординацию, вслед за «рулевым» российского правящего тандема проблемы в «королевстве датском» (видные теперь уже невооруженным глазом) может признать и его младший в неформальной властной иерархии коллега. Причем произойдет это не далее как в ближайший четверг в ходе предстоящего оглашения президентского послания Федеральному Собранию.

По информации ряда источников в администрации президента, события, имевшие место быть после думских выборов, заставят главу государства по-другому расставить акценты в ходе своего выступления. Еще в ноябрьской версии послания предполагалось, что Дмитрий Медведев в первую очередь подведет итоги своего президентства. Однако на фоне нарастающего общественного недовольства по поводу результатов думской кампании (а точнее говоря, задействованным при подведении ее итогов админресурсом) отчет об успехах действующего президента выглядел бы откровенно неуместно, произведя вместо желаемого лишь раздражающее впечатление. Упирать на экономическую проблематику в свете туманных перспектив страны и мира, находящихся в преддверии второй волны глобального кризиса, также представляется нецелесообразным.

Вот почему, как отмечает большинство аналитиков и информированных источников в околовластных кругах, основной упор в ходе выступления Дмитрия Медведева будет сделан на политику. Для того, чтобы попытаться хоть как-то снять градус напряжения в обществе, львиная доля послания будет посвящена демократизации экономической и общественно-политической сферы в стране. Напомним, что впервые президент заговорил об этом еще на съезде «Единой России» 24 сентября. Тогда он отметил, что модернизационные процессы в экономике, социальной жизни и политической системе должны быть увязаны между собой, а заниматься этим должно «кардинально обновленное правительство» (надо так понимать, под его личным чутким руководством). Тем более что после декабрьских событий вопрос реформирования политической системы в сторону отхода от сложившейся модели квазипредставительной демократии приобрел особую остроту.

Впрочем, как и следовало ожидать, никакой «революции сверху» не предвидится и, скорее всего, конкретика в реформаторской повестке выступления Дмитрия Медведева сведется к уже озвученной ранее Владимиром Путиным инициативе вернуться к выборности глав регионов. Что, по большому счету, является заранее заготовленной властями и старательно информационно обмусоленной «косточкой» для электората на всякий непредвиденный случай, подобный тому, который имел место после недавних думских выборов. Хотя в свете известной формулы имитационной демократии, согласно которой «не важно, как голосуют: важно, кто и как считает» гораздо более актуальнымстал бы вопрос о возвращении… самих выборов.

Кроме того, имеет смысл напомнить, что восстанавливаемая обратная связь между властью и обществом в лице избираемых губернаторов, как планируется, будет осуществляться через т. н. президентский фильтр, когда кандидатов для участия в губернаторских выборах будут выдвигать партии, прошедшие в парламент региона. Однако окончательное решение, достоин ли тот или иной имярек быть народным избранником, останется прерогативой президента, что, естественно, резко ограничивает (если не сказать, полностью устраняет) свободу маневра для действительно независимых кандидатов.

Последние инициативы российского правящего тандема по реформированию политической системы РФ в интервью KM.RU прокомментировал эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин:

— Несмотря на то, что наши власти всячески отрицают связь между поствыборными волнениями в обществе и этими предложениями, она, безусловно, присутствует. В этом смысле особое впечатление произвели события на Болотной площади. Вот почему российское руководство с ходу переписывает многие сценарии, в т. ч. президентской кампании Путина и выступления действующего главы государства с посланием Федеральному Собранию.

Изначально, до выборов 4 декабря, планировалось, что выступление Дмитрия Медведева будет не столько посланием президента, сколько выступлением будущего премьера, который должен был обнародовать свою программу социально-экономического характера, чтобы тем самым восстановить свои позиции среди элиты и населения, которые сейчас уже не уверены в том, что Медведев займет премьерский пост. Однако Болотная площадь внесла свои коррективы, а именно был четко обозначен запрос населения на политическую альтернативу. В результате власть пытается как-то реагировать на этот запрос. Кстати говоря, прямая линия с Владимиром Путиным, в отличие от прежних аналогичных мероприятий, по преимуществу была посвящена политическим вопросам. Также и послание Медведева будет во многом посвящено этому.

Что касается политреформы, то пока ее контуры остаются достаточно туманными. В то же время принципиально важно, что власть начала говорить на неприятные для нее темы, чего раньше за ней не замечалось. Здесь — и события на Болотной площади, и освистывание Путина в «Олимпийском». Если раньше наше руководство пыталось (и почти всегда успешно справлялось с этой задачей) подменить повестку дня и не затрагивать проигрышные для нее темы, то сейчас она уже готова обсуждать ту повестку дня, которую формирует улица. Или, скажем точнее, повестку, которая формируется без ее участия. По большому счету, в этом вопросе власть капитулировала.

С другой стороны, желание осуществлять серьезные политические реформы пока не просматривается. То, что Путин и Медведев предлагают вернуться к выборности губернаторов, да еще и в таком усеченном формате (с президентским фильтром), — это весьма незначительное изменение. Я бы сказал, что речь идет о новой форме наделения глав регионов полномочиями, а не о форме их полноценного избрания. Т. е. голосование, конечно, будет, но по очень ограниченному кругу кандидатов. Таким образом, налицо — имитация реформ. После прямой линии с Путиным в обществе начинает доминировать мнение, что власть готова лишь имитировать политические реформы.

Естественно, что тандем не может не беспокоить такой настрой общественности. Вот почему в своем послании Медведев наверняка попытается поколебать эту точку зрения. Не исключено, что он даже выступит с предложениями в духе «необходимо расширить и углубить» по отношению к инициативам Путина. Причем это могут быть «неожиданные неожиданности», потому что после декабрьских событий рамки возможного в политике существенно расширились. Если еще в середине ноября второй тур президентских выборов выглядел нонсенсом, то сейчас власть понимает, что это вполне реально, и начинает к этому готовиться. Хотя по состоянию на сегодняшнее число ничего сенсационного от президентских выборов я не ожидаю. И все же второй тур уже не является чем-то из ряда вон выходящим. Скажем так, события развиваются очень динамично.