https://www.funkybird.ru/policymaker

Испания: проверка европейской стратегии борьбы с кризис

Опубликованные на днях статистические данные показывают, что в Испании снова зафиксирована отрицательная динамика ВВП. Мировые рейтинговые агентства раз за разом снижают рейтинг страны. Эксперт МГИМО, профессор кафедры сравнительной политологии Сергей Хенкин объясняет, почему это происходит.

— Последнее снижение кредитного рейтинга Испании объясняется специалистами рейтингового агентства тем, что для оказания кредитной поддержки банковскому сектору испанскому правительству, скорее всего, придется увеличить свой внутренний долг. Испанские банки терпят убытки, у них уменьшается капитал. Кроме того, пересмотрен прогноз по динамике развития экономики Испании. Теперь в 2012 г. ожидается сокращение ВВП на 1,5% вместо ранее прогнозировавшегося роста на 0,3%. Пессимистичен и прогноз на 2013 г.: ВВП страны сократится на 0,5% вместо запланированного роста на 1%.

В целом, негативный прогноз отражает мнение экспертов о наличии у страны внешних и внутренних рисков для устойчивого роста экономики и исполнения бюджетной политики. Испания рассматривается сейчас как наиболее проблемная из крупных экономик еврозоны (она здесь четвертая по размерам), при том что до начала мирового финансового кризиса у страны был высший кредитный рейтинг.

— Выстоит ли испанская экономика без поддержки ЕС?

— Ситуация весьма неопределенная. Есть доводы как за, так и против. «За» способность испанской экономики обойтись без поддержки ЕС говорит хотя бы то обстоятельство, что эта страна имеет значительно меньший государственный долг, чем другие страны, входящие в группу PIIGS. Хотя в 2012 г. прогнозируется увеличение госдолга Испании с 69% до 78% ВВП, он значительно меньше, чем долги Ирландии (108,2% ВВП) и Португалии (107,8% ВВП).

Едва ли не главный аргумент «против» — самый высокий в ЕС уровень безработицы (24,4% самодеятельного населения). Крайне серьезно положение с занятостью молодежи: в возрастной группе от 16 до 25 лет число безработных составляет примерно 50%. В стране насчитывается 1,7 миллионов семей, в которых работы нет ни у мужа, ни у жены, ни у детей. Среди экспертов распространяется мнение, что Испания может стать четвертым реципиентом финансовой помощи по линии Европейского фонда финансовой стабильности. Эта помощь уже предоставлена Греции, Португалии и Ирландии. В то же время испанские официальные лица заявляют, что страна сможет обойтись без помощи ЕС и МВФ и преодолеет кризис собственными силами.

— Можно ли утверждать, что политика жесткой экономики, проводимая правительством Народной партии, терпит неудачу за неудачей? Или продолжающееся по инерции падение испанской экономики — это вина социалистов?

— О результатах политики Народной партии судить слишком рано — ее правительство приступило к своим обязанностям совсем недавно, в декабре 2011 г. Консерваторы хотят сделать модель экономического развития Испании более динамичной и конкурентоспособной. Они стремятся оздоровить финансовую систему, придать большую эффективность работе аппарата управления. Своеобразие ситуации состоит в том, что, обладая абсолютным большинством в кортесах, правительство имеет небольшие возможности для маневра. Это обусловлено сложным финансовым положением Испании, давлением ЕС и финансовых рынков.

Брюссель поставил перед страной задачу резко сократить бюджетный дефицит — с 8,5% в 2011 г. до 5,3% в 2012 и 3% в 2013 г. Достичь этого невозможно без непопулярных мер жесткой экономии. Пакет правительственных антикризисных мер включает повышение налогов, урезание госрасходов, в том числе на образование, здравоохранение и науку, замораживание зарплат чиновникам, реформу трудового законодательства, предусматривающую, в частности, упрощение процедуры увольнений и сокращение выходного пособия. В 2012 г. расходы сокращаются более чем на 27 млрд. евро (2,5% ВВП). Эта огромная сумма включает уменьшение правительственных расходов на 9,6% и повышение налогов.

Таким образом, страна, находящаяся в состоянии рецессии, с огромной безработицей, должна резко сократить бюджетные расходы. Возникает принципиально важный вопрос: как сможет расти экономика при столь жестких финансовых ограничениях? Испания становится одним из полигонов, на котором проходит испытание европейская стратегия борьбы с экономическим кризисом.

В первые месяцы правления НП показатели социально-экономического развития Испании ухудшаются. Безусловно, немалая доля ответственности за это инерционное падение экономики лежит и на прежнем правительстве Испанской социалистической рабочей партии. В его адрес раздавалось много упреков за нерациональное расходование средств, в частности, содержание огромного, постоянно возраставшего управленческого аппарата. Критике подвергалось и предоставление беспрецедентно широких прав в сфере налогово-финансовой политики испанским автономиям, на которые приходится значительная часть всех расходов правительства. Сейчас перед правительством Рахоя стоит трудная задача -покончить с вольницей многих регионов в плане расходования средств, укрепить финансовую дисциплину, без которой невозможно выполнить жесткие требования по снижению бюджетного дефицита.

— Не разочаровались ли испанцы в новом правительстве?

— Отношение к мерам жесткой экономики, как это обычно бывает в подобных ситуациях, весьма противоречивое. Немало людей соглашается с непопулярными мерами, считая, что другого выхода нет — и надо терпеть. Другие, напротив, резко критикуют политику НП.

29 марта имело место в некотором смысле беспрецедентное событие. Прошло примерно всего сто дней после прихода правительства Рахоя к власти, а профсоюзы уже провели всеобщую забастовку. Массовые манифестации прошли и 1 мая.

Показательны также результаты прошедших в марте выборов в региональный парламент Андалусии — самой большой по численности населения испанской автономии (свыше 8 млн. жителей). Многочисленные прогнозы обещали консерваторам абсолютное преимущество. Несмотря на это, НП получила только относительное большинство, потеряв 5% голосов избирателей по сравнению с общенациональными выборами, которые прошли всего лишь четырьмя месяцами ранее. Этого оказалось мало для формирования нового регионального правительства, в которое вошли представители Испанской социалистической рабочей партии и Объединенной левой.

Согласно одному из репрезентативных опросов, опубликованному в апреле, только за один месяц рейтинг НП снизился на 8 пунктов (с 46,3% до 38,1%). Опрос свидетельствует, что среди значительной части населения все больше распространяются пессимизм и скептическое отношение к деятельности правительства. Примечательно также, что на один процентный пункт упал и рейтинг ИСРП, находящейся в оппозиции. Отношение к ее лидеру А.Пересу Рубалькабе столь же критическое, как и отношение к Рахою. Опрос показал, что волна критики в адрес социалистов, поднявшаяся еще в период их пребывания у власти, не стихает. Напротив, вырос рейтинг Объединенной левой, в которой лидирующие позиции занимают коммунисты.