https://www.funkybird.ru/policymaker

Южная Осетия: пейзаж после битвы

Завершение избирательной кампании в Южной Осетии и формирование новой команды Леонида Тибилова происходит на заметно менее шумном информационном фоне, нежели в начале весны 2012 года, когда любая новость из этой южнокавказской республики мгновенно становилась событием дня.

И вот в самом конце апреля из Цхинвала пришло, прямо скажем, неожиданное известие. Новое руководство РЮО заявило о том, что в ближайшее время планируется вновь открыть Эргнетский рынок, закрытый еще в 2004 году. Это позволило бы жителям близлежащих грузинских сел вести приграничную торговлю с Южной Осетией. Это заявление было сделано Мерабом Чигоевым, который был недавно утвержден в должности генерального прокурора Южной Осетии. Информационное агентство «Регнум» приводит выдержку из выступления южноосетинского чиновника: «Я могу сказать только одно — это было огромнейшей глупостью, когда этот рынок был в свое время закрыт. Потому что там ежедневно общались по несколько тысяч граждан Грузии и Южной Осетии. Если мы найдем точки соприкосновения, и это будет выгодно как одной, так и другой стороне, я лично в этом ничего плохого не вижу».

В адрес Чигоева уже раздаются упреки, чуть ли не в предательстве национальных интересов и прямом шантаже Кремля самой возможностью возобновления торговых отношений с Тбилиси, которые после 2004 года были фактически сведены к нулю. Однако есть и другая точка зрения, которую высказывают грузинские аналитики. По их мнению, возможность возобновления работы рынка близится к нулю, и велика вероятность того, что грузинская сторона не пойдет на предложение Цхинвала, исходя из своих собственных резонов. На сайте «Кавказский узел» приводится высказывание грузинского конфликтолога Пааты Закареишвили: «Им это не нужно, они хотят только одного — экономической и политической изоляции Южной Осетии. Они не хотят ее интегрировать, вместо этого они предпочитают все свалить на Россию, а самим предстать в роли стороны, которой нужна помощь от Запада».

В любом случае официальный Тбилиси пока что воздержался от каких-либо однозначных высказываний по поводу инициативы осетинской стороны, заявив о том, что пока не очень ясен статус тех людей, которые берут на себя функции коммуникатора по данному вопросу. В свою очередь, и у нового южноосетинского руководства, помимо московских политтехнологов, есть оппоненты внутри страны. Так, Народная партия Южной Осетии уже заявила, что торговые отношения с Грузией можно восстанавливать только в случае признания суверенитета РЮО. Иными словами, утром – стулья, а вечером – деньги.

Кроме того, высказывается мнение, что возобновление приграничной торговли может создать серьезные проблемы, с точки зрения обеспечения безопасности на территории Южной Осетии и пресечения контрабанды товаров, а также деятельности секретных служб и разведок иностранных государств. Видимо, в данном случае имеется в виду не только Грузия.

Таким образом, у предложения Мераба Чигоева похоже столько же сторонников, сколько и противников. Но в тоже время создается впечатление, что этот шаг обусловлен не столько соображениями внешнеполитическими, сколько резонами внутреннего характера. Социально-экономическое положение в стране достаточно сложное, старая команда президенты Кокойты оставила новой власти множество нерешенных проблем. И главная из них – где и чем торговать, какие источники доходов может иметь население республики, помимо помощи из России? Команда Тибилова движется по этому пути методом проб и ошибок. Очевидно, что в этой ситуации как никогда нуждаются в достоверном освещении те новые проекты, с которыми Цхинвал будет входить в эпоху «после Кокойты».