https://www.funkybird.ru/policymaker

США и Афганистан. Союз волка и Красной Шапочки

Около семи часов продлился необъявленный визит (третий с момента вступления в должность) президента США Барака Обамы в Афганистан. За это время глава Белого дома успел провести в Кабуле двустороннюю встречу с афганским лидером Хамидом Карзаем, подписать договор о стратегическом партнерстве двух стран и обратиться с телевизионной речью к американскому народу с военной базы США в Баграме. В ответ на это талибы, которым Америка пытается всячески «очертить путь к миру», устроили мощную серию терактов в афганской столице.

Стоит отметить, что поездка американского президента была приурочена к годовщине уничтожения главаря террористической сети «Аль-Каида» Усамы бен Ладена, который был ликвидирован в результате секретной операции американского спецназа в ночь с 1 на 2 мая 2011 года.

Очевидно, что радикальные афганские исламисты, которые могли не предполагать о планах Обамы посетить Кабул, все равно готовились отметить годовщину смерти бен Ладена серией терактов. Визит американского президента только спровоцировал боевиков к еще большей активности и вслед за тремя взрывами, последовавшими сразу же после отбытия Обамы из Кабула, в столице Афганистана сегодня утром взорвались еще две бомбы.

Не случайно мишенью осуществленных смертниками террористических актов, стал район, в котором расположены дома и гостевые квартиры для сотрудников международных организаций, включая Евросоюз и ООН. И хотя иностранцы не пострадали, количество погибших афганцев, по разным данным, колеблется от пяти до восьми человек, а раненных – от пятнадцати до семнадцати. Талибы в свою очередь заявляют о гибели четырех бомбистов-смертников.

Одновременно тысячи афганцев вышли на демонстрации, обвиняя военнослужащих НАТО в убийстве четырех детей во время перестрелки с боевиками движения «Талибан» в южной провинции Забул. Демонстранты, заблокировав трассу, ведущую из Кабула в Кандагар, выкрикивали антиамериканские лозунги.

На этом фоне весьма двусмысленно выглядят слова Обамы о том, что американцы «стремятся добиться мира путем переговоров». Президент США довольно давно и активно делает миротворческие заявления, которые вызывают положительную реакцию в мире, и это, конечно, способствует улучшению американского имиджа. Другое дело, что все заявления остаются словами, за которыми нет признаков смены американского внешнеполитического курса. И заключенный в Кабуле договор о стратегическом партнерстве довольно ярко это демонстрирует.

Соглашение это напоминает некий символический документ. В нем не содержится каких-либо конкретных цифр. Зато договор определяет Афганистан как одного из ключевых партнеров США за пределами НАТО на долгосрочную перспективу. Хотя оговаривается тот факт, что США не стремятся к созданию постоянных военных баз в Афганистане, однако, вместо этого, Америка предлагает услуги своих военных в помощи афганцам и их обучении.

США и НАТО продолжат сотрудничество с афганскими властями после декабря 2014 года, когда международный воинский контингент покинет эту страну. При этом значительная часть финансирования афганских вооруженных сил, начиная с этого времени, будет обеспечиваться за счет США, которые в числе других государств-доноров ежегодно будут выделять Афганистану по $ 4 млрд в течение десяти лет. Эти деньги пойдут на поддержание боеспособности национальной армии.

Известно, что после вывода всех коалиционных войск, Соединенные Штаты готовы оставить там порядка 20 тысяч военнослужащих. Конечно, это не то количество, которое может сыграть решающую роль в искоренении террористической угрозы или способствовать поддержанию мира и стабильности на территории Афганистана. Зато этого вполне достаточно, чтобы обеспечивать нормальное функционирование сети различных военных объектов, в том числе и афганских, на которые согласно соглашению, Соединенные Штаты получают право доступа.

В принципе это означает, что американцам удалось сделать то, чего не смогли добиться в свое время Великобритания и Россия – закрепиться на территории Афганистана, обладая при этом различными возможностями политического, военного и экономического контроля над регионом.

Кстати, как отмечал ранее в беседе с корреспондентом «Росбалта» председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, эксперт по Афганистану Юрий Крупнов, «для США важно контролировать транзитный плацдарм Афганистана, через который никто не сможет проложить нефте- и газопровод из Персидского залива, из Ирана». «Ни газа, ни нефти в Индию или Китай без решения США — вот суть процесса. Если учесть, что американцы начинают сейчас жестко структурировать Среднюю Азию, то этот плацдарм станет надежным заслоном для любых транзитных фантазий прикаспийских государств или государств Персидского залива», — считает эксперт.

Конечно, это только один из аспектов «стратегического партнерства» США и Афганистана. Между тем, в таком партнерстве кроется весьма неприятный для Америки момент, который, со временем, может не только сильно осложнить двусторонние отношения, но и поставить под вопрос сами представления о необходимости какого-либо сотрудничества.

Некогда замечательно сформулированная американским политологом Збигневым Бжезинским идея Большого Ближнего Востока постепенно претворяется в действительность. Но теперь на арабском востоке, в Турции, в Пакистане, в Афганистане и ряде других стран поднимает голову политический ислам. И выясняется, что американская победа становится победой пирровой.

Вместо демократий западного типа все сильнее вырисовывается угроза возникновения и распространения теократических образований исламистского толка. И оказывается, что политическому исламу вовсе не нужен союз с Америкой. Идея Бжезинского заключалась в обеспечении безопасности Соединенных Штатов, однако даже только недавние взрывы в Кабуле, несмотря на все уверения Барака Обамы о том, что США «сломали наступательный импульс движения «Талибан», свидетельствуют об обратном.

«Мы стремимся добиться мира путем переговоров. Координируя действия с афганским правительством, моя администрация ведет прямые консультации с движением «Талибан», — сказал Обама, по словам которого, власти США ясно дают понять талибам, что «они могут быть частью» будущего Афганистана, «если порвут связи с «Аль-Каидой», откажутся от насилия и будут выполнять афганские законы». Однако неизвестно, насколько готовы принять эти условия талибы. Так что партнерство с радикалами будет напоминать союз волка и Красной Шапочки.