https://www.funkybird.ru/policymaker

Кратко о чеченских госзакупках

Госзакупки в России с незапамятных времён были сферой сложной и тёмной в виду сложившейся системы взаимоотношений как внутри её, так и того фона, что сложился вокруг. Не секрет, что эта сфера перманентно вызывала интерес не только общественности, но и соответствующих правоохранительных структур. Проблема её прозрачности очевидна хотя бы по тому одному моменту: президент страны Д. Медведев фактически подтвердил опасение общественности, указав, что эта сфера не подконтрольна властям.

Надо признать, что госзакупки стали дополнительным источник раздражения в обществе, превратившись в ещё один источник подпитки коррупции. На фоне всего этого, разного разлива правдорубы разыгрывают свою карту. Вбрасывая в общество порой не проверенную информацию, людьми типа Навального встраивается чёткая антагонистическая позиция по отношению не только власти, но части общества по национальному признаку. Чего стоят, к примеру, его обвинения по отношению к целым северокавказским этносам. Помним из истории, что Гитлер тоже начинал с шуток в адрес евреев. Так вот, если уж упомянули «чёрта», надо сказать о его одном «достижении». Управление ФАС РФ по Челябинской области признало необоснованной жалобу Навального на действия министерства здравоохранения Челябинской области.

По сообщениям СМИ суть претензий Навального состояла в неправомерности расходов средств (около 117 млн. руб.) в рамках программы «Модернизация здравоохранения на 2011-2012 годы» по разделу внедрение современных информационных систем. Не душа болит у него, а желание построить свою карьеру, потому и кидается даже на такие жизненно важные темы как медицина, здравоохранение. Ничем не брезгует: главное, опорочить, а то, что опровергнут — уже не столь важно. Так и в отношение Чечни. То сказки про непомерные дотации республике пережёвывались «хроническими налогоплательщиками», то сейчас — госзакупки.

При чём, забавно, что, к примеру, государственный, подчёркиваю, государственный объект — Правительственный комплекс зданий в центре Грозного «хроникёрами» выдаётся за личный дом Кадырова! Не стыдясь путать его личный дом с Домом торжеств в Грозном. Упоминаются «дикие» цифры: аж почти 80 млн. руб. уходят на него ежегодно. Упоминаются также цифры по, так называемому, автопарку Кадырова- 450 млн. руб. или мебели -5,6 млн. руб. на этот год. Игра слов даёт свой эффект: заменим автопарк Правительства и муниципальных органов власти республики на «автопарк Кадырова», комплекс правительственных зданий на «его личный дом», получим, общее негодование даже тех, кто с трудом может отыскать Чечню на карте страны.

При этом правдорубам не интересны цифры, к примеру, по первопрестольной: С. Собянин подписал распоряжение правительства столицы о создании межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности заявленных заказчиками закупок с начальной (максимальной) ценой контракта от 100 млн до 1 млрд рублей. Капстроительства в расчёт не берутся. Любопытно, какая реакция была бы у «навального электората», если речь шла о Чечне с такими оговорками по строительству? Не сложно догадаться. Не секрет, что цена лояльности по прохождению подобных аукционов особенно по Москве не менее 15%. Мелочёвку вроде чеченских госзакупок вообще не стоит учитывать, принимая во внимание гигантские размеры центральных регионов. Известно, чем ближе к столице, тем дороже «цена аукциона».

Так что, ни автопарк в Чечне, ни размеры федеральных вложений в республику не сравнятся с аппетитами региональных областей. Министерство экономики РФ оценивает объём сферы госзакупок в 13 триллионов руб. по стране, а по данным некоторых экспертов больше. Как было выше сказано, бюрократический и коррупционный элемент присутствуют по всей стране как обыденное явление, соответственно, не позволяет пока сделать эту сферу более прозрачной.

Требовать от этой сферы цивилизованного подхода не приходится. Будучи ещё одной болевой точкой, она умело используется оппозиционерами. И эффективность работы оппозиции на данном фронте прямо пропорциональна грузу бездействия властей по выводу из тени этой сферы. Давным-давно настала тема реформирования, кардинальных перемен в этом вопросе. Говоря об этом, к примеру, С. Катырин, Президент Торгово-промышленной палаты РФ, считает, что «принципиально важно ввести независимую экспертизу исполнения заказа». При этом выражает готовность ТППшных органов оказать помощь в этом деле.

Главное, чтобы анализ потребности и актуальности размещения заказов не превратился в очередной орган мздоимства. Уместно вспомнить «легендарный» 94-й ФЗ ««О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»», который регулирует госзакупки. Те, кто сталкивался поймёт сразу о чем я: дыры этого закона и создали невыносимую среду для нормального бизнеса. Так что «приговорённый к идеологическому расстрелу» принцип плановости, известный с советских времён, приобрёл конкретику в словах специалистов. А именно: в разрабатываемом новом законе он нашёл ключевое место как один из главных регуляторов. Т. е. представители власти заранее планируют свои предстоящие расходы по закупкам, плюс контрактовая система, в основе которой заложена попытка исключить присутствие, к примеру, фирм- однодневок, фирм — перекупщиков. Красиво, конечно, но практика покажет.

Ну а пока, благо есть раздуваемые темы чеченских госзакупок найдется кто-то, кто будет ловить свою «политическую рыбку» в «мутной водице госзакупок».