https://www.funkybird.ru/policymaker

Прибалтика живёт воспоминаниями о будущем

В Брюсселе и Таллине состоялись конференции, на которых представители Литвы и Эстонии выступили за развитие торговых связей с Россией. Среди аргументов был и такой: давняя, можно сказать – историческая, ориентация прибалтийской экономики на наш рынок. Сохранение и развитие этих связей – ключ к стабильности в регионе.

На Брюссельском форуме комитета программы приграничного сотрудничества «Литва-Польша-Россия: 2007–2013» утверждены почти все проекты экономического партнёрства. Основные из них – упрощение взаимодействия на уровне компаний, стимулирование производственной и научно-технической кооперации между отраслями и предприятиями, согласование режимов работы приграничных пунктов пропуска. Рекомендовано введение согласованных тарифов на транзит грузов и пассажирские перевозки, развитие информационного и гуманитарного обмена. А также – постепенное и синхронное упрощение таможенных процедур.

Требование большего взаимодействия с Россией прозвучало, и не в первый раз, в парламенте Эстонии (Рийгикогу). О целесообразности развития торговых и транзитных связей, стимулировании культурного и научного обмена между странами говорилось на конференции, устроенной общественным движением «Открытая республика».

На форуме выступили многие правительственные чиновники и эксперты – в частности, глава парламентской комиссии по иностранным делам Марко Михкельсон, депутат Евгений Осиновский, аналитик Центра оборонных исследований Кадри Лийк, председатель правления Института прав человека Март Нутть.

Вкратце суть выступлений такова: эстонская продукция всегда была востребована на российском рынке. А в Евросоюз ей пробиваться всё труднее из-за официальных или негласных ограничений на ввоз в основные страны ЕС таких товаров, как рыба и консервы, живой скот и мясопродукты, молоко и масло, малогабаритная сельхозтехника, мебель, текстиль. Но ведь этот ассортимент – основа экономики и экспорта Эстонии, как и Латвии с Литвой. А Россия веками была главным рынком сбыта прибалтийских товаров.

Транзитные пути и порты Эстонии всегда использовались для перевалки грузов с востока. Но сегодня эти перевозки сокращаются – и не только из-за развития соседних российских портов. Как полагают многие эстонские чиновники, развитию взаимовыгодных связей мешает политический фактор.

По оценкам прибалтийских экспертов, увеличение торговли с Россией на треть может добавить, самое меньшее, по 10% к ВВП каждой из стран, на 15–17% сократить тамошнюю безработицу и минимум на четверть нарастить экспорт. Реальность такова, что поставки из Прибалтики, в первую очередь – Эстонии, в нашу страну растут, в то время как в направлении ЕС – почти застопорились. Не хотят в Евросоюзе честной конкуренции. Такая ситуация и с литовскими, и с латвийскими товарами.

Между тем, страны Балтии вместе с Белоруссией, Калининградской, Ленинградской и Псковской областями по-прежнему входят в общерегиональную электроэнергетическую систему, которая подразумевает обмен мощностью и оборудованием между участниками. Показательно, что прибалтийские государства отказались напрямую подключиться к электросетям ЕС через Финляндию и Польшу. Опасаются превратиться в импортёров не только энергии, но и оборудования. Зато в «электроэнергетическом блоке» с соседями по экс-СССР – всё взаимовыгодно.

Доля доходов от транзита грузов в нацбюджете Эстонии – около 15%. А ведь это, как и прежде, в основном российский экспорт. То же – в Латвии и Литве. Заметим: даже в 20–30-х годах страны Балтии устанавливали низкие тарифы на внешнеторговый транзит СССР – чтобы поощрять экономические связи с нашей страной.

Аналогичную линию эстонцы, литовцы, латыши проводят и сегодня, периодически снижая расценки на транзит российских грузов. Как следствие – многие наши компании ныне являются либо совладельцами прибалтийских портов, либо крупными инвесторами в их развитие, а также – в железные дороги и трубопроводный транспорт.

Россия и страны Балтии активно взаимодействуют в региональных программах экономического сотрудничества. Наряду с упомянутой «Литва-Польша-Россия», это «Ливония», «Бассейн Чудского озера», «Неман» (совместно с Белоруссией и Польшей), «Даугава-Западная Двина».

Россия остаётся для стран Балтии единственным поставщиком нефти, газа и многих видов другого сырья (например, химического, текстильного, лесного, кожевенного).

Отметим и другие факторы взаимного притяжения. Сухопутные связи Калининградской области с остальными регионами России осуществляются преимущественно через Литву (в меньшей степени – через Польшу) и Белоруссию. Прибалтийские государства по-прежнему участвуют в Совете сотрудничества железных дорог стран бывшего СССР. Российскими и эстонскими экспертами дорабатывается проект паромной переправы по Чудскому озеру (Гдов – Муствэе), планируется возобновление водного сообщения Псков–Тарту. По сей день почти весь экспорт живых свиней из Эстонии и до 40% из Латвии направляется, опять-таки, в Россию. Десятки подобных обстоятельств, естественно, «притягивают» экономику и внешнюю торговлю стран Балтии к России. И, похоже – будут оказывать растущее влияние на политику в отношении нашей страны.

Однако, рассчитывая на развитие экономического партнёрства, властные элиты этих государств не могут не понимать, что неоколониальное отношение к русскому и русскоговорящему населению в регионе, равно как и пропаганда «подвигов» прибалтийских фашистов в годы Великой Отечественной войны, едва ли помогают нашим взаимоотношениям. Тем паче, если отбросить политическую конъюнктуру, там прекрасно помнят, как в действительности относились немецкие оккупанты к латышам, литовцам, эстонцам. Например, о том, что в «Майн Кампф» народы Прибалтики («лимитрофы») именовались не иначе, как «изначально неполноценные» и «предрасположенные к славянам». Или о том, как Гиммлер в июле 1941-го заявил в Клайпеде (тогда – Мемеле), что «эстонцы, латыши и литовцы — низшие, едва состоявшиеся расы, поэтому отношение к ним будет соответствующим». Трудно забыть и о том, что жизнями тысяч советских солдат были воссоединены с Литвой её края – Вильнюсский (осенью 1939-го) и Клайпедский (к весне 1945-го)…