https://www.funkybird.ru/policymaker

Белоруссия: «западнорусизм» против «литьвинства»

В последнее время западнорусское движение в Белоруссии становится всё более популярным, хотя ему нелегко противостоять хорошо оплачиваемым из-за рубежа «идеологическим мутантам» в виде белорусского национализма или литвинизма.

Если западнорусизм, основываясь на обширном историческом базисе, доказывает, что белорусы – это западная ветвь единого русского народа, то его оппоненты, витая в искусственно сконструированных теориях, силятся доказать обратное.

Белорусские националисты видят всех белорусов латинизированным и в меру ополяченными ненавистниками всего русского. Литвинисты пошли ещё дальше, и, выковыряв из носа импозантную теорию собственного величия, утверждают, что белорусы – это не только никакие не русские, но даже и не белорусы, а некие литвины – прямые наследники Великого Княжества Литовского. И те, и другие обожают Польшу, и те, и другие призывают перевести белорусский язык на латиницу (сами они иногда стараются тоже писать на белорусской латинице), и те, и другие вызывают сочувствие в Варшаве. «Они – рьяные католики, а, значит, с ними – само Провидение», – такими словами польские публицисты, вещающие о кровавом белорусском режиме А. Лукашенко, характеризуют его противников – националистов и литвинистов.

Естественно, ни польская пропаганда, ни белорусские националисты, ни литвинисты не приемлют ни в каком виде западнорусской идеологии. При этом на ниве западнорусизма трудились выдающиеся белорусские учёные-слависты и богословы Е. Карский, М. Коялович, К. Харлампович, К. Говорский, архиепископ Михаил (Голубович). Им противостояли интеллектуальные карлики Цвикевич, Ластовский и Ко., вещавшие об «инаковости» русских и белорусов, о том, что они – разные и только разные.

Белорусские националисты выдумывали сотни примеров, которые, по их мнению, свидетельствуют о разнонаправленном развитии России и Белоруссии (Белой Руси). В их понимании Россия и русские – азиатчина, Белоруссия и белорусы – европейскость и цивилизация.

Эти клише – не новы. Их распространением занимался и Наполеон, и Гитлер. Не брезговали этим и дяденьки из Варшавы. И сегодня набирающее силу течение западнорусизма идёт вразрез с интересами западных держав, особенно Польши, обильно финансирующей белорусских националистов.

Многие националистические сайты вовремя обновляются, улучшаются с технической точки зрения. Западнорусским сайтам приходиться бороться с недостатком средств, отбивать информационные атаки «свядомых патрыётав». Зачастую устраиваются хакерские атаки, причём нередко – с территории Польши.

Польша уже давно превратилась в главный спецприёмник белорусских оппозиционеров, сбежавших из родной страны. В Варшаве действует штаб-квартира белорусской оппозиции, финансируемая из польского бюджета.

Многие польско- и белорусскоязычные оппозиционные газеты тоже разместились там, добавив к своим названиям уточнение «в изгнании». Изгнанные и загнанные, эти оппозиционеры продолжают расшатывать информационное поле в Белоруссии, вбрасывая в него пропагандистские клише, которые упрощённо можно выразить кратко так: «Белорусам с Россией не по дороге. Им по дороге с Западом, и, прежде всего, с Польшей».

Западнорусизм возрождается не в простой политической обстановке. Идеологический вакуум 1990-х, образовавшийся после развала СССР, даёт о себе знать. Именно тогда постсоветские республики заполонили замаскированные западные идеологи, приступившие к штамповке будущих русофобских кадров – националистов, либералов, прозападников и т.д.

Потом эти кадры подросли, стали учителями и начальниками, засели в вузах и школах, на заводах и фабриках. Их молодость прошла под аккомпанемент русофобского хора из Вашингтона, Брюсселя, Лондона и Варшавы. Иной музыки их сердца уже не воспринимают.

Белорусская националистическая публика уже озаботилась возрастающей популярностью наследия учёных-западнорусистов. Подняла вой, визг, лай. Нацелила против него свои информационные и политические ресурсы. Но всё больше белорусов впитывают в себя западнорусские идеи о триедином русском народе, в том числе не только пожилые, но и молодёжь. Для них Муравьёв-Виленский – не «Вешатель», как прозвали его поляки, а патриот России, уберёгший белорусов от польского гнёта. Для них Суворов – не оккупант, а гениальный полководец, объект гордости и белорусов, и русских.

Польские восстания 1830-х и 1860-х гг. вообще превратились в любимый упрёк белорусских националистов и литвинистов сторонникам западнорусизма. Мол, жестокие русские варвары подавили свободолюбивые устремления польского народа. Да и вообще, Польша – это благодетельница белорусов.

Какой она была благодетельницей, говорит нижеследующий польский документ из книги М. Кояловича «Документы, объясняющие историю Западно-Русского Края и его отношение к России и Польше» 1865 г.
Проект уничтожения православной и униатской веры (1717 г.)
Supplementum ad historia Russicae monumenta ex archivia ac bibliotecis extraneis deprompta et a collegio archeographico edita Petropoli 1848:

«Каждый поляк должен избегать русина, и даже в соседстве с ним дружбы не водить, разве что для своей выгоды. В присутствии русинов чаще и самыми сильными словами о русинских суевериях говорить. И я уверен, что каждый захочет обряды свои оставить и отречься, что был когда-то русином, чем всю жизнь умирать живой смертью».

«Богатые граждане отчизны нашей в услужение к себе не должны брать русинов, ежели те в услужении этом смогут получить образование. Разве что только ради того, что русины эти от обрядов своих отрекутся. Так, оставаясь в простоте, скатятся они до глубокого убожества и презираемы будут, а потом, либо …падут, либо вынуждены будут от веры своей отвернуться.
Ещё в городах и местечках, на Руси основанных, много зажиточных русинов имеется, и их к бедности и безграмотности толкать нужно, чтобы уже ни деньгами, ни умом себе помочь не могли. Сделать это можно так: ежели города те в земстве находятся, одним только поселением евреев у рынка погубить руснаков можно. Из-за традиционной ловкости еврейской они все заберут себе прибыли в городе, а русь вышлют на панщину за околицы. …под всякими предлогами высылать на панщину, постепенно их к этому приучая. Иногда, кроме евреев, о чём уже выше писано, поселять в этих городах нужно римских католиков, а потом…отселить руснаков. Следить только надо, чтобы письма из Магдебурга по-польски, а не по-русски писались. Так руснаки станут ещё большими простаками, чем были, и ни авторитета, ни силы в городах иметь не будут. В-пятых, самый трудный узел, который необходимо развязать – это владыки и попы. Первых надо ослепить, чтобы не видели всего, а вторых обременять так, чтобы ни вверх посмотреть, ни думать, ни чинить того, что хотели бы, не могли. Владыки должны быть только шляхетского рода…и что по их смерти останется, не руснакам, а полякам бы доставалось. И мы, и наследники наши не должны допускать епископов русских в сенат, чтобы вере своей они там уважения не чинили, и русинов своих вверх не двигали…и чтобы и догадаться не смогли, что по отношению к ним и целой Руси потихоньку будет планироваться и осуществляться. В-шестых, все наши епископы, взявшись за руки, постепенно, но с сильным старанием должны делать так, чтобы владыки …в непристойном поведении публично уличены были и в суевериях своих предупреждены. Тогда владыки больше противиться ничему не смогут, а общество, приученное к верховенству католичества, легче их к отказу от своих самых сущностных обрядов склонит».

Этим всё сказано.
Во время польского восстания 1860 года в Северо-Западный край стали проникать отпечатанные в Польше русофобские листовки и газеты. Оказалось, что их из рук в руки передают польские железнодорожники. Доля поляков, работающих на железных дорогах, была традиционно высокой в Российской Империи. Они работали на многих постах – от путейцев до начальников станций. Через них и шла агитационная литература.

Сейчас времена другие, и в Северо-Западном крае наблюдается нехватка русской патриотической литературы, в том числе, по западнорусизму. Такие книги издаются, как правило, в России, да и то не так часто, как хотелось бы. Тем не менее, в России их в разы больше, чем в Белоруссии.

Учитывая, что десятки тысяч россиян посещают эту республику, это положение можно было бы поправить. Чем мы хуже польских железнодорожников?

Едешь к белорусским друзьям – не скупись, не ленись. Привези томик-другой нашей, правильной, общерусской патриотической литературы. Славянофилы, западнорусисты, евразийцы, мемуары о Великой Отечественной войне – выбор велик. Печатное слово ещё и сегодня способно «жечь сердца». Умберто Эко говорил, что книга – продукт социальный. И в этом её сила.

Польские железнодорожники в 1860-х наводнили Белоруссию русофобскими писульками. Мы сегодня можем наводнить её здоровыми книгами трезво мыслящих авторов. Этим мы поможем тем патриотам, кто сегодня отстаивает право на жизнь теории триединого русского народа, разделённого искусственными границами. Кое-кто хочет превратить эти границы из границ политических в границы ментальные. Без свежего притока русского слова и русской мысли Белоруссия может превратиться в заповедник польскоориентированной русофобии.

Белоруссия – кратчайший путь от Варшавы на Москву. Помни об этом. И думай о Родине.