https://www.funkybird.ru/policymaker

Избирательные урны «рвануть» не должны

Железнодорожный вокзал в Киеве, перрон. При жаре за 30 мороженое — нарасхват. Девочка лет пяти съела эскимо, даже обертку облизала, обращается к маме:

— Я сбегаю, выброшу?

Но мама, воспитавшая в ребенке такую похвальную аккуратность, вдруг чуть не хватает ее на руки:

— Куда?! Бросай здесь!

— Прямо здесь? — недоуменно переспрашивает дитя. У колонны, метрах в двадцати от них, стоит обычная серая бетонная урна-«бочонок».

Именно такие взрывались в центре Днепропетровска 27 апреля — на остановке трамвая у Оперного театра, у кинотеатра «Родина», неподалеку от парка имени Лазаря Глобы и снова напротив Оперного. Пострадавших с травмами различной тяжести, по информации минздрава Украины, оказалось 30 человек, из них 11 — дети и подростки. Когда верстался номер, во «взрослой» больнице оставалось 9 человек, в детской — 5. Смертельных исходов, к счастью, нет. Но 63-летнему мужчине пришлось ампутировать руку, а хирурги пытаются спасти зрение и лицо 16-летней учащейся монтажного техникума. Осколки бетона летели далеко и ранили, как пули… За теракт до сих пор никто не взял на себя ответственность, никто не пойман. Пока не помогла и горячая линия, и обещание награды — 2 миллиона гривен (7,3 млн рублей. — О. М.) за информацию о террористах. На одном интернет-ресурсе, впрочем, появилось было письмо-комментарий: «Так мы поступим во всех областных центрах и в Киеве, пока не выполнят наши требования», но текст исчез спустя час. Служба безопасности, которой поручено расследование преступления, проинформировала о том, что просто имел место факт злостного сетевого хулиганства, но не более. Впрочем, в воскресенье пресс-группа управления СБУ в Днепропетровской области уже распространила фотороботы троих подозреваемых в преступлении. Все славянской внешности, от 30 до 40 лет, коротко стриженные, в джинсах и рубашках. Если отталкиваться от примет, вокруг — сплошные «террористы».

…Серебристая фольга от мороженого «Лакомка» летит на тротуарную плитку. Уборщица молча, с пониманием сметает мусор в совок. Материнские нервы дороже. Ведь урны сейчас под подозрением во всех крупных городах Украины.

Днепропетровск же, напротив, превратился в самый безопасный областной центр. И не только потому, что, как известно, бомба дважды в одну воронку не падает. Сюда стянули со всей страны милицейское подкрепление, на вокзале по распоряжению руководства Приднепровской железной дороги заканчивают монтаж камер видеонаблюдения, а мэр и губернатор обещают увешать такими «глазами» весь центральный район. Автоматчиков и БТРов на центральном проспекте имени Карла Маркса уже нет, но нет и ни одной урны — убрали подальше от греха. О двух бывших трамвайных остановках напоминают только металлические «пеньки»: их демонтировали, поскольку пластиковые навесы превратились в решето. Возле Оперного театра, торгово-развлекательного центра «Пассаж» и по парку имени Лазаря Глобы ходят пешие и иногда даже конные патрули, курсанты местной академии МВД.

По-прежнему действует запрет на проведение массовых мероприятий. Под это определение — «массовые мероприятия с большим скоплением людей» — попало, видимо, и очередное заседание суда по делу Юлии Тимошенко, хотя оно должно было состояться не в Днепропетровске, а в Харькове. Его перенесли с 28 апреля аж на 21 мая. Тимошенко, конечно, попросила об отсрочке сама, по причине плохого состояния здоровья, поскольку к болям в позвоночнике «приобщился» шок от недавнего избиения тюремщиками и синяки. Но прежде ее обращения подобного рода оставляли без внимания, а нынче согласились без возражения.

В субботу в Днепропетровск прилетал Янукович. (Теракт застал его в рабочей поездке по Крыму.) Виктор Федорович провел заведение специального координационного штаба с силовиками, а потом с министром здравоохранения Раисой Богатыревой посетил пострадавших в больницах. Пресс-служба известила: один пожилой мужчина, завидев президента, провел параллель с 11 сентября 2001 года и рассказал, что закрыл собой жену и внучку. Президент отреагировал: «Благодарю за мужество. Извините, пожалуйста».

В детской больнице Янукович раздавал фрукты и сладости. Согласно информации пресс-службы, забинтованные подростки услышали от президента кроме пожеланий скорейшего выздоровления еще и политинформацию: «Не допускать подобного в перспективе — наша главная задача сегодня. Важно для следствия найти причину преступления — возможно, речь идет о попытке дестабилизировать ситуацию в стране».

Детям обещаны бесплатные путевки в «Артек», взрослым — оздоровление в домах отдыха и санаториях. По крайней мере, решением кабмина областной госадминистрации выделено на эти цели 1,5 миллиона гривен.

Отвечать на вопросы журналистов, специально собранных в зале областной прокуратуры, формат визита Виктора Федорович не предусматривал. Коллег строго предупредили, чтобы даже не пытались приставать к высокому гостю. Янукович сказал, что версий, по сравнению с первым после теракта днем, стало гораздо меньше. Но перечислять их не стал: «Надо выяснить мотив. Есть направление, по которому следствие продвинулось достаточно глубоко». Силовые министры добавили: по указанному направлению «консультируются со спецслужбами соседних стран (России и Беларуси? — О. М.) и сотрудничают с ними в ходе следствия».

Версия первая, по словам источника «Новой» в правоохранительных органах, восходит к убийству местного бизнесмена, хозяина строительной компании и совладельца группы «Приват» Геннадия Аксельрода. Он был застрелен киллером 14 апреля в центре Днепропетровска. Камеры слежения, установленные на доме, где жил Аксельрод, ничего не зафиксировали. Следствие забуксовало с самого начала, хотя на Аксельрода уже покушались год назад, пытаясь взорвать его в ресторане. Не помогла и сумма 1 миллион долларов за информацию о преступниках, которую посулил друг и партнер покойного Геннадий Корбан. (Корбана неофициально называют главным рейдером Украины, хотя он предпочитает именовать себя «конфликтологом», причем с приставкой «экс», мол, передел собственности уже состоялся и подобная деятельность ему давно не интересна.)

Несколько лет назад Аксельрод поставил в Днепропетровске, на Екатерининской улице, бронзовый памятник бизнесмену, отдыхающему на лавочке после трудов праведных. Моделью для образа, чтобы долго не думать, стал он сам. После убийства Геннадия коллеги по бизнесу понесли к памятнику, теперь превратившемуся в надгробный, роскошные цветы и венки… Впрочем, официально генпрокуратура уже связала взрывы 27 апреля 2012 года с «взрывной» историей, случившейся 16 ноября 2011 года и объединила уголовные дела в одно производство. Тогда урна, начиненная взрывчаткой, убила некоего бизнесмена на «Порше», подъехавшего в час ночи к продуктовому ларьку возле ЦУМа, чтобы купить воды…

Оппозиционные политики настаивают на версии-многоходовке. Мол, второе уголовное дело против Юлии Тимошенко было возбуждено для того, чтобы отвлечь внимание внутри Украины и за ее пределами от первого, «газового», с политической подоплекой. Когда Европа стала возмущаться негуманным обращением с экс-премьером, ее решили объявить симулянткой и силой доставить в больницу на обследование. Но тюремщики в своем служебном рвении вышли за границы дозволенного, и, чтобы отвлечь внимание от синяков на теле Тимошенко, в интернет вбросили компрометирующий ее видеоролик. («Новая газета» писала об этом.) Однако и Кремль, и бундестаг, и правительство Италии по-прежнему ждали от украинской власти объяснений. Заговорили даже о возможном бойкоте ЕВРО-2012 (Днепропетровск, кстати, не входит в перечень городов Украины, которые принимают чемпионат по футболу). И вот тогда власти потребовалась очередная отвлекающая и громкая история…

Тридцать безвинно пострадавших от рук распоясавшегося криминалитета или одна капризная дамочка — что важнее для страны и президента, пообещавшего избирателям навести порядок?

Кстати, тот же бизнесмен Корбан, традиционно хранивший молчание, недавно дал откровенное интервью интернет-ресурсу «Экономическая правда», где прозрачно намекнул: за убийством Аксельрода стоит земляк из Днепропетровска, ныне отбывающий наказание в США. Фамилию экс-премьера Украины Павла Лазаренко Корбан не назвал, хотя и без того ясно, о ком речь. Генпрокуратура должна выразить признательность опытному «конфликтологу» за помощь и мысли в верном направлении. Руководители ГП в эфире политических ток-шоу не раз говорили о тандеме Лазаренко — Тимошенко как об организаторах заказных убийств…

Виктор Янукович дал указание раскрыть днепропетровский теракт до 4 мая.