https://www.funkybird.ru/policymaker

Ливия: слепой ведет слепого

Уже несколько месяцев Ливия живет без своего прежнего лидера Муаммара Каддафи, однако его имя нередко снова всплывает как во внутриполитических ливийских новостных сводках, так и в делах международного уровня.

Последним внешнеполитическим скандалом, в котором упомянуто имя полковника, стал тот, который якобы раскрывает финансирование со стороны Каддафи предвыборной кампании Николя Саркози. Насколько правдива эта информация, покажет время, которого, кстати говоря, у самого Саркози для разоблачения подобного рода сообщения, пришедшего по арабским каналам, совсем не осталось. А именно связь Саркози и денег Каддафи может поставить большой крест на его президентской карьере. Вот такая месть с того света за «слив» главного «инвестора» Саркози…

На внутриполитическом фронте в Ливии имя Муаммара Каддафи тоже всплывает с завидной регулярностью. И теперь все больше ливийцев вспоминают о полковнике уже не в таких резках тонах, как это было еще 3-4 месяца назад. Все дело в том, что новые ливийские власти в большей степени поддерживаются Западом и странами Персидского залива, нежели самими ливийцами. Глава ливийского ПНС Мустафа Абд-аль Джалиль сегодня всеми силами пытается установить контроль над ситуацией в Ливии, однако это у нового ливийского лидера очевидно не получается. Не выходит наладить контакты с различными этническими группами в Ливии и действующему премьер-министру Абделю Рахиму Аль-Кибу. И такое положение вещей в стране более чем понятно. Вертикаль власти, которую десятилетиями выстраивал Каддафи, была разрушена не без помощи натовских бомбардировок и исламистских вооруженных групп, которые сегодня явно не горят желанием восстанавливать реально действующую государственность в Ливии. Каждая из этих сил взяла от страны многое, а теперь желает, чтобы политические и экономические дивиденды от расползающейся по швам североафриканской страны с богатыми запасами углеводородов, продолжали перетекать в большой оттопыренный карман.

Те же западные компании стараются вывозить сырье из Ливии по явно заниженным ценам, а боевики пытаются извлекать прибыль из того, что объявляют целые области страны — контролируемыми территориями. В такой ситуации и Джалиль, и Аль-Киб остаются в неком, фигурально выражаясь, подвешенном состоянии. Западу они нужны только лишь для того, чтобы создавать видимость пришедшей на «многострадальную» от режима Каддафи землю «настоящей демократии». Мол, сидят себе два почтеннейших государственных мужа в своих креслах — и пусть сидят — не мешают пользоваться завоеванными ливийскими богатствами. Исламистам, так и вовсе никакие Джалили и Аль-Кибы в должности высокопоставленных государственных чиновников, не нужны. Им нужен полный контроль над страной, ну или хотя бы первоначально над ее отдельными территориями, который будет осуществляться от имени неприкрытого исламизма, направленного на построения нового ливийского общества — общества тотального салафитского послушания без намека на светскость. А будет первоначальный базис — будет и дальнейшая экспансия (как в случае с афганскими талибами).

Сегодня страна, по сути, представляет собой три части, между которыми то и дело вспыхивают вооруженные и политические конфликты. Нефтеносная Киренаика могла бы, по заявлениям местных лидеров, развиваться и самостоятельно, однако триполитанцы и ливийские «южане» явно не хотят терять большую углеводородную кормушку, которую так умело в свое время интегрировал в единое государство Муаммар Каддафи.

Серьезным препятствие к интеграции ливийского общества является то, что далеко не всеми ливийцами признается легитимность новоявленных руководителей. Другими словами, если Каддафи держал ситуацию под контролем и сумел «убедить» представителей ливийских племен в том, что он — единственный лидер страны, пользующийся их же поддержкой, то вот у нынешних руководителей с убеждением тех самых старейшин этнических групп дела обстоят куда хуже. Ситуация усугубляется тем, что ни Аль-Киб, ни лидер ПНС Джалиль не могут предложить этим самым этническим группам стимула для сближения с новыми властями. А стимул в этом случае — один. И это, как ни банально, деньги. Однако деньгами новые лидеры распоряжаться в тех масштабах, которыми ими распоряжался Каддафи, не могут, да еще и обещанные многомиллиардные вливания в новую ливийскую экономику из замороженных активов полковника так и остались мифом. Есть даже суждение, что солидная часть этих средств (миллиардов Каддафи) пошла на спасение европейской экономики от неминуемого краха в виде известных кредитов греческому правительству. Если еще и эта информация подтвердиться, то уже не только одному Николя Саркози придется не по себе, но и всем остальным его горячим партнерам по бомбардировкам ливийской территории из Евросоюза.

Ну, а если новые лидеры деньгами не богаты, да и с консолидированной армией у них явные проблемы, то ждать от них налаживания позитивных контактов в ливийском обществе явно не приходится.

Получается, что сегодня Ливия находится в классическом политическом тупике, который до боли напоминает тупик иракский. Вроде бы и демократия «победила», и старые идолы снесены со своих постаментов, но раздробленность лишь усиливается с одновременным выкачиванием иностранными компаниями нефти из богатейших недр страны.

Помогут ли стране новые выборы? — Маловероятно. Любые выборы в Ливии будут превращены противоборствующими сторонами в поле для начала новой конфронтации с непризнанием итогов и прочими атрибутами тотальной «демократизации».

Поэтому можно констатировать, что Ливия еще очень долго будет представляться на карте мира пятном постреволюционного хаоса, выдаваемого за становление подлинной демократии, построенной на крови.