https://www.funkybird.ru/policymaker

«Le Monde»: Путин усиливает полицейское государство

Аресты, обыски, допросы…После возвращения Владимира Путина в Кремль на третий президентский срок, «по факту россияне в мае-июне очутились в самом настоящем полицейском государстве», — отмечает деловая газета «Ведомости» в редакционной статье от 14 июня.

Центр «Э» (от слова «экстремизм») Министерства внутренних дел развил бурную деятельность, а Следственный комитет стоит на ушах, как будто критики Владимира Путина (блогер и борец с коррупцией Алексей Навальный или ленинист Сергей Удальцов) представляют собой серьезную угрозу для безопасности страны.

14 июня, когда в стране уже третий день к ряду продолжались обыски и допросы, разразился скандал с участием главного следователя России Александра Бастырыкина, который ведет самые «чувствительные» дела и считается близким соратником Владимира Путина. 13 июня оппозиционная «Новая газета» обвинила Бастрыкина в том, что тот грозил расправой заместителю ее главного редактора Сергею Соколову, который был вынужден бежать за границу из опасений за собственную безопасность.

«Вы в запале грубо угрожали жизни моего заместителя», — заявил в открытом письме Бастрыкину главный редактор «Новой Газеты» Дмитрий Муратов.

Во время выступления на радио «Эхо Москвы» Дмитрий Муратов рассказал о том, как в ночь с 4 на 5 июня генерал Бастрыкин, которого вывела из себя одна из недавно опубликованных статей, приказал своим телохранителям увести Сергея Соколова… на лесную поляну в Подмосковье, чтобы дать тому пищу для размышлений.

Попросив телохранителей отойти подальше, генерал объяснил журналисту, что может запросто убить его, и что следствие по делу об этом убийстве будут вести его же собственные службы, а, значит, оно так и не сдвинется с мертвой точки.

Убитые журналисты

Этот эпизод, который, по словам Дмитрия Муратова, достоин голливудского фильма в стиле нуар, привел в смятение московскую прессу. Около 30 журналистов (из многих тысяч, который работают в российской столице) попытались устроить протест перед зданием Следственного комитета. Десятерых из них задержали.

Оппозиционная «Новая газета» производит впечатление своим печальным рекордом: с момента избрания Владимира Путина в марте 2000 года были убиты шестеро ее журналистов и сотрудников.

К настоящему моменту следствие закончено всего по трем делам. Нам до сих пор ничего не известно об убийстве критически настроенной к Кремлю журналистки Анны Политковской в 2006 году, работавшей в Чечне правозащитницы Натальи Эстемировой в 2009 году или отравлении в 2003 году депутата Юрия Щекочихина, который прославился как борец с коррупцией.

Помимо слабости российской судебной системы, вопросы вызывает и наличие политической воли. «Мы не хотим мельчить, Александр Иванович, не хотим участвовать в клановой войне силовиков, и поэтому не цитируем то, что Вы в крайне экспрессивном состоянии высказали Соколову о газете, редакционной политике, как Вы охарактеризовали нашего погибшего обозревателя Политковскую», — отметил Дмитрий Муратов в открытом письме.

Что же такое мог сказать Александр Бастрыкин, который, кстати говоря, является профессором кафедры «Теория государства и права» Российской правовой академии Министерства юстиции, о репортере Анне Политковской?