https://www.funkybird.ru/policymaker

Идея богатой и сытой жизни, как на Западе, овладела обществом

Близится очередная, хотя и не круглая дата, попытки переворота августа 1991 года. По факту именно тогда Борис Ельцин пришел к власти, а СССР стал обречен. Фактически, родилась нынешняя буржуазная Россия.

Мистики, астрологи и просто люди с неустойчивой психикой часто именно с рождением современной России в августе 1991-го связывают цепь событий, которые произошли в августе за последние двадцать лет: дефолт 1998 года, начало второй кавказской войны в 1999-м, война 08.08.08, начало экономического кризиса в России в 2008-м, Саяно-Шушенская ГЭС и т. д.

«Идея жажды наживы, богатой и сытой жизни, как на Западе, овладела значительной частью общества»
Можно говорить что угодно, но Ельцин тогда был более чем популярен. Идея жажды наживы, богатой и сытой жизни, как на Западе, овладела значительной частью общества, а ненависть к коммунистической партии объединяла практически всех: от студентов и школьников до пенсионеров. Конечно, сказать, что Ельцин пользовался стопроцентной поддержкой, было бы сильным преувеличением. Но факт остается фактом, никто – ни силовики, ни обычные граждане – ни в августе 1991-го, ни осенью 1991-го активно не выступили за сохранение Советского Союза и социализма. Последний шанс вернуться к какой-либо из форм социализма у России, вероятно, был летом 1996 года во время знаменитого противостояния на президентских выборах. Но, как известно, не важно, как голосуют, важно, как считают.

Пролетев над бездной в 90-е, в нулевые Россия быстро оказалась абсолютно в другой реальности. Мечта лета 1991 года о сытой жизни с достойными доходами, полной свободой, поездками за рубеж и т. д. неожиданно стала реальностью. Ожидания избирателей Ельцина 1991 года реализовал его преемник Владимир Путин. Дорогая нефть, политика ресурсного национализма и возвращение государства сделали свое дело. Есть очень распространенная среди моих коллег точка зрения, что так богато, как перед августом 2008 года, Россия не жила никогда за свою историю. Так это или нет, точно сказать трудно, однако, в любом случае, русское экономическое чудо нулевых было очень значительным: все индикаторы – от размера экономики и объемов промышленного производства до реальных частных доходов и фондовых индексов – выросли в долларовом выражении примерно в десять раз.

Отношение к событиям 1991 года всегда в нашем обществе будет неоднозначным. Автор этих строк сам несколько раз менял свое отношение к ним, пытаясь выбрать меньшее из двух зол. В результате победы Ельцина рухнула плановая экономическая система, однако ее заменили экономика хаоса, гиперинфляция и криминальная революция. Крах коммунизма означал отказ от воинствующего атеизма и возврат к традиционным ценностям православия и ислама, однако секты и прочие атрибуты толерантного западного общества стали новой реальностью. Потеря значительных территорий, две кавказские войны и даже частичная временная потеря суверенитета в 90-е – также прямое следствие распада СССР. Моя личная позиция заключается в том, что Союз нуждался в модернизации, а не уничтожении.

Однако я хотел поговорить о другом. Еще недавно казалось, что август 1991-го – это лишь очень трагический и неоднозначный факт нашей новейшей истории. И, вероятно, стоило бы навсегда оставить его в прошлом – у историков должен быть собственный хлеб.

Однако в последнее время представители нашего «сахарного болота» решили оживить тени прошлого, сделав август 1991-го основой будущей оранжевой либерально-демократической России. В принципе, это понятно, но не очень ясно, на кого и на что в российской истории они могут опираться. Их кумиры все на Западе, да и сами они постоянно мечтают уехать из России.

Конечно, у большинства россиян август 1991 года тесно связан с фигурой Ельцина, и отношение к данному событию, мягко сказать, неоднозначное. Однако повторюсь: сейчас на сцену выходит поколение, которое просто не помнит тех событий, а, главное, не всегда может видеть связь между теми событиями и их прямыми последствиями. И, возможно, молодое поколение наступит на грабли, на которые в свое время наступили их отцы. Конечно, в борьбе с коррупцией, беспределом чиновников и. т. д. нет ничего плохого, только хорошее. Другое дело, что лидеры этой так называемой борьбы об этой борьбе даже не думают. Они преследуют свои собственные финансовые интересы, а также интересы опальных олигархов и наших геополитических конкурентов. Вспоминается старая поговорка: «Не ешь кашу с чертом – у него ложка длиннее».