https://www.funkybird.ru/policymaker

Финляндия мечтает о границах 1939 года

Экономическая аннексия Выборга идет полным ходом.

Опросы населения Финляндии дают разные оценки поддержки идеи возвращения Выборга — от 20% до более, чем 40%. В любом случае, речь идёт о внушительной цифре. Среди сторонников реванша есть и видные политики — бывший председатель парламента Риита Уойнен и экс-министр иностранных дел Пертти Салолайнен. Последний как-то раз провозгласил, что к 2022 году Россия распадётся. И Финляндии пора поучаствовать в дележе «русского наследства».

В Финляндии прошёл первый тур президентских выборов, и в скором времени Страна тысячи озёр обретёт нового лидера. Вопрос о том, какой будет политика нашего северо-западного соседа, не может не волновать Россию. Ведь до сих пор в финском обществе достаточно сильны реваншистские настроения, то и дело звучат требования возвращения Выборга и Карельского перешейка. Кстати, эти планы, в некотором смысле, уже воплощаются в жизнь при полном попустительстве местных чиновников.

Официально Финляндия вроде бы не требует возвращения территорий, которые она потеряла в ходе Зимней войны 1939-1940 гг. (окончательно — в 1944 году). Вроде бы всё понятно: впоследствие Страна тысячи озёр была союзницей нацистской Германии, и у неё нет никаких прав настаивать на изменении границ. Но то — на официальном уровне. А что же происходит за кулисами?

Совершенно официально в Финляндии существуют организации «ПроКарьяла» и «Великая Финляндия», которые открыто ставят вопрос о возвращении Выборга, части Карелии и порта Печенга на Баренцевом море. Они апеллируют к тому, что эти территории были потеряны ещё до участия финнов во Второй мировой войне. Дескать, СССР в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа развязал войну, а потому Россия как правопреемница агрессора обязана вернуть земли. Восклицательный знак! О последующем союзе Финляндии с нацистами — ни слова.

Есть в Финляндии и неофициальный аналог японского «Дня северных территорий». Отмечается он 12 марта и называется «Днем единения Финляндии и финляндского народа». Ежегодно представители националистических организаций передают в министерство иностранных дел и парламент страны документы с обоснованием необходимости потребовать от России вернуть Выборг. Каждый раз российские дипломаты протестуют, но их официальный Хельсинки не слышит. Документы принимаются в финских коридорах власти.

Опросы населения Финляндия дают разные оценки поддержки идеи возвращения Выборга — от 20 до более, чем 40 процентов. В любом случае, речь идёт о внушительной цифре. Среди сторонников реванша есть и видные политики — бывший председатель парламента Риита Уойнен и экс-министр иностранных дел Пертти Салолайнен. Последний как-то раз провозгласил, что к 2022 году Россия распадётся. И Финляндии пора поучаствовать в дележе «русского наследства».

Разруха в Выборге — на руку реваншистам

Автор этих строк недавно побывал в Выборге и его окрестностях. Сразу же бросилось в глаза, что на привокзальной площади рядом со словом «Выборг» красуется финское название города — Viipuri. Жилой комплекс, который возводит в центре города финская компания SRV, носит название «Малая Финляндия». Действительно, до «большой» — рукой подать. Какие-то 56 километров пограничной полосы. Тем самым в сознание любого приехавшего в город туриста закрадывается мысль: здесь не Россия, а Финляндия.

Архитектура в центре города — финская, «разбавленная» хрущобами и рядом административных зданий советской эпохи. Памятник Ленину — слабое утешение. Кто даровал Финляндии независимость, как не Владимир Ильич? Финны бы его точно не сносили, как не марают его имя в финских учебниках истории. Да и вокруг памятника очень много зданий, возведённых в 1920-1930-е гг., когда Выборг был частью Финляндии. Из российского наследия есть разве что памятник Петру I и недавно установленный монумент в честь присоединения Выборга к России. Нет, ломать финское не надо, нужно своё строить. Но строят в городе преимущественно финны.

Состояние многих зданий в центре города — удручающее. Некоторые из них не ремонтировались со времён Великой Отечественной войны. А ведь среди них есть шедевры позднесредневекой архитектуры, ряд их них расположен прямо близ крепости и ратуши. Внесённое в реестр ЮНЕСКО здание библиотеки, построенной в 1933-35 гг. Как рассказали мне местные жители, ремонты и реконструкции зачастую проводятся на финские деньги.

И всё это видят многочисленные финские туристы, многие из которых — потомки тех, кто жил в Выборге до 1940 года. От них довелось слышать: мол, до чего довели «наш прекрасный Виипури». Поразило, как прекрасно финны знают историю края, у них от зубов отскакивало содержание каталога библиотеки, история других зданий, история Карельского перешейка. Естественно, с уклоном в то, что всё это — финская земля. Некоторые финны демонстративно морщили нос при виде надписей на кириллице. Весь их вид говорил: «Мы — дома»! Некоторые произносили эти слова открыто.

И кто ответит за то, что жилой комплекс называется с намёком на прежнюю принадлежность города? Кто будет нести ответственность за такое состояние пограничного города-витрины? Почему в нём работают почти исключительно финские строительные компании? Можно ли себе представить, чтобы при въезде в столицу Эстонии красовалась надпись «Колывань» или даже «Ревель»?

На возвращение города никаких денег не жалко

Для того, чтобы поднять Выборгский район до среднего по Финляндии уровня, нужно 10 млрд евро, или 30 процентов бюджета страны. Конечно, сейчас на дворе кризис, но экономические неурядицы никогда не длятся вечно. И когда кризис кончится, на выходе уже имеется финский план обустройства Выборга.

Документ под названием «План реформы приграничных районов» был предложен в 2005 году националистами из организации «ПроКарьяла». Под ним подписались 100 тысяч граждан Финляндии. Всё выглядит просто: Россия должна вернуть Стране тысячи озёр 4 миллиарда евро, полученные СССР в качестве репараций. С учётом прошедшего после войны времени сумма возрастёт аж до 30 миллиардов. Это, конечно, утопия, но вложения финских компаний в регион уже исчисляются сотнями миллионов, если не миллиардами, евро. А тут ещё и из госбюджета Финляндии что-то пойдёт.

Авторы плана решили убить и ещё одного зайца. Мол, обустройство новых территорий автоматически создаст полмиллиона рабочих мест. В регион переедут сотни тысяч представителей финно-угорских народов России, которые уже сегодня могут довольно легко получить в Финляндии вид на жительство. Нефтеналивные терминалы, расположенные близ Выборга портов Приморск и Высоцк, получат статус иностранных предприятий. Как поступить с русским населением — в плане не сказано. Но не исключено, что им тоже раздадут финские паспорта. Живут же в Финляндии 300 тысяч шведов.

«Великофинны» даже пытаются убедить Россию, что потеря Выборга (а заодно и части Карелии) выгодно ей самой. Так, мол, наша страна избавится от депрессивных районов. И далее: «Применение принятых в Финляндии экологических норм приостановит загрязнение Карелии и Ладоги, улучшит водоснабжение Петербурга». Всё это — циничное передёргивание фактов. Но действия (вернее, бездействие) российских чиновников, превращающих туристическую жемчужину в устье реки Вуокса в депрессивный район, играют на руку финским реваншистам.

Финляндия бьётся за право скупать земли вокруг Выборга

В 2006 году на страницах газеты Helsingin Sanomat появилась статья юриста Кари Сильвенойнена, где он обрисовал план возвращения финнами земель в Выборге и близ него, которыми владели их предки. Если через российские суды они их не вернут (а шанса такого нет — в РФ нет закона о реституции), то тогда можно обращаться в европейские инстанции.

Затем упомянутый выше экс-глава МИД Пертти Салолайнен заявил, что «граждане Финляндии должны получить возможность покупать земли в России», поскольку россияне имеют право купить землю в Финляндии. В 2009 году вопрос о разрешении на скупку земель в окрестностях Выборга подняла уже сама президент Тарья Халонен. Тем самым вопрос окончательно перешёл из области частной инициативы в плоскость межгосударственных отношений.

Чем чревато выдача такого разрешения — догадаться несложно. Потому 9 января 2011 года Дмитрий Медведев ввёл запрет на продажу иностранцам земель в приграничных районах. Отныне иностранные граждане, иностранные юридические лица, а также лица без гражданства лишались права собственности на земельные участки, расположенные на рубежах России. В Хельсинки новость вызвала подлинную панику.

«Финляндия просит Россию объяснить, какое влияние указ Дмитрия Медведева окажет на финнов, владеющих землей на приграничных территориях, и как он повлияет на будущие сделки. Вопрос следует разрешить путем двусторонних переговоров между Финляндией и Россией», — сказал глава МИД Александр Стубб. Руководимое им ведомство направило по дипломатическим каналам ноту протеста. Финны пригрозили нам Страсбургским судом. А реваншисты из «ПроКарелии» предложили запретить продажу земель и прочей собственности в Финляндии российским гражданам. На это никто не пошел — Финляндии это экономически невыгодно.

Беда заключается в том, что запрет на продажу земель не решает всех проблем. Финские компании успешно приватизируют Выборг. Без их помощи в городе и окрестностях мало что делается. Местная власть сама преподносит всё финнам на блюдечке с голубой каёмочкой, её реверансы в адрес соседей только подогревают аппетиты. Пора федеральному центру заняться обустройством Выборга и окрестностей. Иначе этим делом окончательно займутся те, кому не терпится переименовать его в Виипури. Рассчитывать, что новый президент Финляндии будет к нам лояльнее, чем Тарья Халонен, не следует. Все претенденты на этот пост относятся к РФ куда хуже, чем она.