https://www.funkybird.ru/policymaker

Настоящее и будущее Приднестровья

Ни одна страна не признает заявленной независимости прежней территории Молдавской Советской Социалистической Республики (МССР) – Приднестровья во главе с Россией, как её главным покровителем. В некоторых кругах это рассматривают как попытку «умаления» спорной территории. (Спорные территории Бывшей Азербайджанской ССР — Нагорный Карабах является еще одним примером непризнанной независимости, тем не менее, получающий заметный объем поддержки в качестве «международно признанной» страны. В данном случае со стороны Армении).

Имейте в виду, что сепаратистским движениям весьма свойственно очень полагаются на помощь извне, в той или иной форме. Организация Североатлантического договора (НАТО), по существу служила силами Освободительной армии Косово (KLA). Франция сыграла решающую роль в обеспечении независимости 13 американских колоний от британского правления. В Приднестровье, как представляется, нет доказательств того, что правительство Республики Молдова имеет близкий уровень поддержки сопоставимый с уровнем поддержки политических структур на спорных территориях.

Приднестровье

Оставляя в стороне влиятельное геополитическое маневрирование крупных держав, с чисто исторической и человеческой точки зрения права у Приднестровья на претензии в области независимости гораздо более обоснованы, чем претензии Косово. Исторические претензии Молдовы к Приднестровью являются более слабыми, чем исторические отношения Сербии с Косово. Политически «упакованная» ОАК не является (в абсолютном выражении) этически выше политических элит в Приднестровье. Кажется, что Косово не обладает лучшим состоянием межэтнических отношений, чем в Приднестровье.

Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии вскоре после конфликта 2008 года. В отличие от других бывших стран коммунистического блока со спорными территориальными ситуациями, бывшая Грузинская Советская Социалистическая Республика является единственной областью, которая видела полномасштабную войну с 1990 года. Признания независимости правительством России Южной Осетии и Абхазии находится под влиянием этой динамики, а также проблемных постсоветских русско-грузинских отношений.

Существует мнение, что доминирующая политическая сила в российском парламенте «Единая Россия» отдает предпочтение Анатолию Каминскому на посту президента Приднестровья. Каминский в итоге занял второе место после Евгения Шевчука. Без учета некоторых частностей, опираясь на некоторые англоязычные средства массовой информации освещавших избирательную кампанию Приднестровья, представляется особенно разумным задать вопрос русскому чиновничеству: зачем рисковать возможностью (хоть и отдаленной) ставки «не на ту лошадь» и предложить своим недоброжелателям властный образ?

Войдя на президентские выборы в Приднестровье, правительство России указало на недовольство тогдашним президентом Приднестровья Игорем Смирновым, который не особенно понравился Молдове и Западу. Кремль не проявил такого отрицательного отношения к Шевчуку. Партия Каминского имеет рабочие отношения с «Единой Россией». Шевчук участвовал как независимый кандидат.

Россия отнюдь не является единственной крупной силой, которая желала бы отправить главу территории в отставку. Проведение выборов в Приднестровье и ответ России в отношении результатов выборов кажется более «гражданским», чем то, что имело место в некоторых ситуациях с участием других стран. Как сообщалось в СМИ роковой Новый год – перестрелка на Молдавском КПП «Молдова-Приднестровье», в ходе которой погиб гражданский, усилил политическую напряженность.

Другие говорят, что Шевчук является чем-то вроде геополитической версии Виктора Ющенко. Из основных кандидатов в президенты, которые участвовали в предвыборной гонке в Приднестровье, Шевчук ближе всех к Ющенко. Пока нет уверенности, что Шевчук достигнет геополитического уровня Ющенко.

Приднестровье имеет ограниченные возможности, тем самым обеспечивая основания полагать, что текущая позиция Шевчука (в поддержку Приднестровья, имеющие более тесных отношений с Западом, оставаясь близкой к России) существенно не изменится. Однако пока, крупные игроки в Приднестровье и за его пределами выражают оптимизм по поводу результатов выборов в спорной территории бывшей Молдавской ССР.

Россия и Приднестровье имеют уникальные отношения, что не так типично. Результатом референдума Приднестровья в 2006 году подавляющим большинством было принято решение поддержать независимость и будущее вхождение в состав России.

Политическая культура в Приднестровье «имеет некоторую обеспокоенность» по поводу потенциальной потери своего положения как части Молдовы, с западным неоконсерватизмом и неолиберализмом на заднем фоне. Взаимоприемлемому соглашению об урегулировании конфликта, которое официально признает Молдову и Приднестровье единой страной, скорее всего, придется предоставить более значительную автономию для Приднестровья. Эти мысли напоминают мне мои прежние предложения бывшей Молдавской ССР, которые были высказаны в 2009 году на «The 2009 World Russia Forum in Washington DC» и ранее .

Основывается на историческом обзоре и соответствующей позиции сторон в споре, компромиссом для бывшей Молдавской ССР является создание союзного государства из автономных республик на территории, охватывающей бывшую Молдавскую ССР — с пониманием, что такое государство не будет вступить в НАТО, имея при этом возможность вступления в Европейский союз (ЕС).

В этом случае, Приднестровье не будет являться частью Молдовы, также как Шотландия не является частью Англии, и наоборот (в то время как та и другая территории находятся в Великобритании) и Нью-Джерси не является частью Нью-Йорка и наоборот (хотя они расположены в Соединенных Штатах).

Не следует исключать из поля зрения таких обстоятельств, что в результате некоторых потерь для Приднестровья, при таком развитии событий как сближение с Молдовой и Западом, Приднестровье получит больше возможностей управлять своими делами самостоятельно и возможность несколько отдалиться от России.