https://www.funkybird.ru/policymaker

Явлинский: почему передо мной закрыли дверь

Явлинский в своем живом журнале рассказал, почему перед его носом захлопнули дверь. Если мы вспомним другие выборы, в которых он участвовал, то этот случай стал поистине уникальным в политической жизни бессменного лидера «яблочников» — ни разу ему еще не отказывали. Хотя не на все президентские выборы он выдвигал свою кандидатуру и даже занимал высокие места. Так, первой «гонкой» за кресло главы государства, в которой участвовал Явлинский, стали знаменитые выборы 1996 года. В серьезной конкуренции с Зюгановым, Ельциным и Лебедем он занял четвертое место. Не пройдя во второй тур, лидер либералов смирился со своим положением.

Дальше был 2000 год. Мало кто помнит, что Явлинский на президентских выборах всегда обгонял Жириновского – по раскладам нынешнюю третью силу в российской политике. На выборах 2000 года Явлинский вообще занял третье место с 5,8%. После он ушел в тень этого вместе со своей партией «Яблоко». На самых спокойных президентских выборах в истории России, которые состоялись в 2004 году, Явлинский даже не пытался проявить себя. В 2008 году конкуренцию Медведеву он также составлять не стал, оставив предвыборные разборки четырем кандидатам.

И вот наступил 2012 год, у Явлинского обнаруживают 24 процента брака в подписях. Несмотря на то, что электоральные исследования социологов свидетельствуют о том, что за Явлинского сегодня проголосовали бы около 1 процента населения, снятие с выборов лидера «Яблока» не осталось незамеченным. Сейчас, конечно, будет много рассуждений на тему сложности процедуры регистрации кандидатов в президенты. С каждым годом оно эволюционировало: если, например, сравнить выборы 1996 года и сегодняшнее законодательство, то тогда на сбор подписей отводилось три месяца, и их нужно было собрать в два раза меньше.

Текущий алгоритм подачи и проверки подписей подвергается критике со всех сторон. Получив право участвовать в выборах, беспартийный Михаил Прохоров уже заявил о том, что сегодня сбор автографов от граждан – это занятие не для слабонервных. Критикуют систему даже первые лица государства: Медведев в послании Федеральному Собранию заявил, что количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах самовыдвиженца, планируется сократить до 300 тысяч, а для кандидатов от непарламентских партий – до 100 тысяч. Россия не видела таких либеральных условий с 1996 года, когда число нужных подписей резко увеличили со 100 тысяч до миллиона. Вот только обещания Медведева имеют тенденцию не выполняться.

Пока что Явлинскому остается лишь обжаловать заявление ЦИКа в суде. Впрочем, я думаю, у него будет еще не один шанс стать президентом. Например, в 2018 году, когда система регистрации станет гораздо проще, и двери ЦИКа будут открыты практически каждому политически активному гражданину России.

Другой вопрос, который висит в воздухе уже долгое время: зачем это ему? За нулевые политик Явлинский потерял большую часть своего электората, и я даже уверен, что если бы его допустили до выборов, то ни о каком президентстве речи идти не могло. Зачем же тогда говорить о прекрасном будущем, если на горизонте ничего прекрасного не видно?

И что остается в таком случае делать лидеру «Яблока»? Остается только оправдываться в своем живом журнале, в очередной раз сотрясая воздух, и разводя руками от такой великой несправедливости. Этим Явлинский всегда умел заниматься профессионально.