https://www.funkybird.ru/policymaker

Средний класс, как электоральная иллюзия власти

Если не вдаваться в конспирологию и не пытаться вникать в скрытые мотивы внутривластных разборок, то на поверхности ситуация последних 12 лет выглядит следующим образом: Власть бюрократии после операции «равноудаление олигархов» сосредоточилась на получении «служебной ренты» от добычи и экспорта природных ископаемых, замкнувшись в собственном узком кругу. При этом для придания устойчивости всей политической конструкции была сделана опора на «средний класс», который вместе с властью опосредованно являлся бенефициаром такой полититки. Грубо говоря, власть предложила обмен – «политическая стабильность в обмен на сытое корыто для среднего класса». Именно его российская власть все эти годы считала своим коренным электоратом и везде, где только можно демонстрировала свое стимулирование именно этой социальной страты.

События осени 2011 года – начала 2012 года показали не только глубочайшее заблуждение власти относительно электоральных предпочтений среднего класса, они показали, что те, кто считался властной «надежей и опорой», оказались наиболее агрессивными и непримиримыми ее (власти) противниками. И этот факт имеет настолько принципиальное значение, что заслуживает самого серьезного разбора полетов.

Проблема заключается в том, что все получилось по-Черномырдину – «Хотели как лучше, получилось как всегда». Наши доморощенные «идеологи» современности в полном соответствии с традицией «работать поменьше, выглядеть позначительнее» попросту скопировали и переложили на нашу почву ситуацию, характерную для стран Запада. По принципу – то, что работает у них, сработает и у нас. И очень сильно ошиблись.

Во-первых, на Западе ситуация сложилась так потому, что пришла к своему сегодняшнему состоянию совершенно определенным образом. Там сначала была выстроена вся политическая конфигурация, обросла множеством жестких законов, обзавелась эффективным аппаратом контроля этих законов и подавления всяческого инакомыслия, дополнилась эффективными и действующими в интересах власти СМИ, и только после этого стал появляться в качестве заметной прослойки населения средний класс. То есть «их» средний класс сразу, «с пеленок» воспитан в условиях большого почтения к законодательству и власти.

Во-вторых, средний класс Запада стал заметной социальной силой во времена жесткого противостояния двух мировых систем. И именно на него был сделан упор идеологами капиталистической системы в противостоянии с социализмом для доказательства своей большей привлекательности. А это значит, что все «бытовое» законодательство специально конструировалось и подгонялось под нужды и интересы именно среднего класса.

Теперь сравним это с теми условиями, которые формировали средний класс в современной России. Средний класс России формировался в условиях Хаоса, беззакония и предпринимательской вольницы. В него попали либо предприимчивые бизнесмены средней руки, либо остепенившиеся бандиты 90-х, либо «правильные» чиновники, либо определенная прослойка менеджмента, работающая на первые категории или олигархат. Ну и, разумеется, многочисленная группа «шутов», обслуживающая интересы власти и крупного и среднего бизнеса. У таких людей нет и принципиально не может быть сознательного почтения к законодательству. Весь их опыт успеха говорит скорее об обратном. У таких людей нет и не может быть никакой благодарности к власти, поскольку по их мнению всеми своими успехами они обязаны только самим себе. Более того, любой шаг власти им навстречу воспринимается ими как слабость власти. А на это включается инстинкт, привитый всей новейшей историей России – «Слабого добей».

Но это то, что касается недооценки или непринятия во внимания российских особенностей. На самом деле проблема имеет гораздо более глубокие корни и характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Называется она так – «В условиях отсутствия сильной господствующей и созидательной идеологии, объединяющей общество, именно средний класс первым становится Пятой колонной». Объясняется эта «теорема» очень просто. Капитализм – апологет индивидуализма, зацикленного на материальных ценностях. Следствием этого является подчиненная материальным интересам любая «духовная идеология». В то же время любой человек имеет свой собственный внутренний баланс между целесообразностью наращивания дальнейших усилий и удовлетворением уже имеющегося уровня материального достатка. Большая часть людей вполне удовлетворяется уровнем среднего класса, находя именно в этом состоянии свой баланс. Более амбициозные пробираются выше (если не ломают себе голову на подъеме), менее амбициозные до среднего класса не дотягивают и все свое время озабочены проблемами выживания и обеспечения первичных материальных потребностей. Именно средний класс сталкивается с появлением существенного объема свободного времени и одновременной неудовлетворенностью своим уровнем, сопровождаемой НЕготовностью «пахать» больше для его «апгрейда». В результате в массовом объеме именно в этой социальной среде проявляются комплексы «НЕДО» — недооцененности Обществом, недовольства властью.

Вернемся к нашим реалиям. Что послужило причиной тому, что на улицы вышел тот самый средний класс, который все эти годы считался «ядерным электоратом» власти? Откинув в стороны домыслы, что все протесты были исключительно инспирированы и оплачены Западом (это было, но не имело решающего значения), мы поймем, что все это и так и не так одновременно. Средний класс остался «ядерным электоратом». Но только той части элиты, которая начала стремительно терять властные позиции, а перспективы выглядят вообще ужасающе. Ведь это именно благодаря этой части властной группировки средний класс стали именно тем, кем стал. Именно крупный частный бизнес, поднявшийся на «распиле» СССР стал основным работодателем для крупного и среднего уровней наемного менеджмента, именно он, являясь владельцем большого числа СМИ, щедро оплачивает труды тысяч «свободолюбивых журналистов», именно он и связанные с ним коррумпированные чиновники щедро оплачивают «шутов» в клубах и на корпоративах. Именно он организует «серые бизнес-схемы», на которых благоденствуют десятки тысяч посредников-исполнителей. Именно он является заказчиком для большей части среднего и мелкого бизнеса, владельцы которого стали благодаря этому средним классом. Так что защищают все эти протестанты не только своих хозяев. Они защищают самих себя, чувствуя угрозу своему будущему благополучию.

Но это один фактор. Второй заключается в том, что средний класс действует четко в соответствии со своей психологией. Всем, чего он достиг (по его мнению) он обязан себе. От государства ему нужно только его слабость (именно в этой среде он и смог стать таковым за 20 лет). Решив свои основные материальные проблемы, средний класс заскучал и захотел поиграть в новую игру – во власть. Самому стать властью. И он уже не остановится добровольно. Его можно только остановить или выдавить из страны.

Но у этой проблемы есть и другая сторона. Предположим, что власть Путина оказалась достаточно прозорливой, чтобы блокировать любые опасные дестабилизацией обстановки проявления протеста. Предположим, что она смогла полностью выдавить либеральную фронду из своих рядов и консолидироваться. А иного пути нет. Любая попытка компромисса с либералами уже будет восприниматься как слабость, а что делают со слабыми, мы помним. Предположим, что власть очистилась от наиболее одиозных фигур среди чиновничества. Все это не сделает власть сильной. Она по-прежнему будет висеть в вакууме, потеряв одну электоральную базу и не приобретя ничего взамен. Да, Путин получил на выборах народную поддержку, но эта поддержка в большей степени была вызвана протестом против либеральной альтернативы, чем поддержкой лично его. А, кроме того, это была его ЛИЧНАЯ поддержка, но не поддержка всей власти. Та власть, что есть сейчас, бесконечно далека от народа и его истинных интересов. И эту ситуацию может переломить только сильная объединительная Идея, способная консолидировать страну в сжатые сроки в единое целое. И эта Идея не может быть ПРОТИВ какого-то, пусть и внешнего врага (упаси на Бог от широкого поиска врагов внутренних). Она может быть только СОЗИДАТЕЛЬНОЙ. И время на поиск и публичное озвучивание такой Идеи стремительно утекает в песок.

Если не успеем, то нас ждут такие потрясения, по сравнению с которыми не только проявленные протесты, но и те, что сегодня лелеют в своих мечтах либералы, покажутся нам цветочками.