https://www.funkybird.ru/policymaker

Турция через Судан и Африку пытается добиться звания великой державы

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время выступления перед местной прессой неоднократно заявлял об успехах страны на Африканском континенте. По его словам, Анкара может в ближайшее время стать частью клуба великих держав наравне с Россией, Китаем и США.

Не последнюю роль в стратегии лидера государства играет побережье Красного море, а точнее суданский остров Суакин, считает автор Telegram-канала Стамбульский волк.

Турция через Судан и Африку пытается добиться звания великой державы

Турецкая Республика обратила свой взор на Африканский континент в 1998 году и даже приступила к разработке плана по расширению влияния. Однако первые шаги правительство предприняло в 2005-м, провозгласив его «Годом Африки».

Спустя три года на саммите Африканского союза (АС) Анкару назвали стратегическим партнером континента. В 2010-м после на встрече в Стамбуле принят стратегический меморандум. Успех республики отразился на первых полосах местных газет.

В издании Yeni Şafak говорилось, если Турция намерена стать великой державой, ей необходимо улучшить свои позиции на континенте или точнее — в Судане.

«Для того, чтобы Анкара смогла получить влияние как в Восточной Африке, так и в районе Персидского залива, повысить региональную и глобальную роль страны, ей нужно усиливать военные отношения с Хартумом», — пишет газета Yeni.

Правительство Турции расширило активность на территории суданского государства. МИД и Министерство торговли республики заключили соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве и увеличили показатели товарооборота до 480 млн долларов.

В 2017 году президент Реджеп Тайип Эрдоган посетил Хартум с рабочим визитом, где встретился с коллегой Омаром аль-Баширом. Стороны договорились увеличить объем экономических сделок до $1,2 млрд в год, а также арендовать на 99 лет остров Суакин с выходом в Красное море.
Изначально Анкара планировала восстановить древний город и сделать его курортным районом. Позже появились сообщения о намерении республики построить там морскую базу.

В 2019 году в Хартуме произошел госпереворот, в ходе которого свергли Омара аль-Башира. Это резко смешало все карты Турции. Тем не менее, администрация Эрдогана продолжает работу по налаживанию отношений с новым правительством Судана.

Автор Telegram-канала пояснил, что акватория Красного моря имеет стратегическую важность для великих держав. С севера оно выходит в Средиземноморье через Суэцкий канал, через который проходит каждый 10-й контейнер мировой торговли. С юга в Индийский океан через Баб-эль-Мандебский пролив.

От этого торгового пути зависит благополучие европейских государств. Тот, кто присутствует в регионе, контролирует поставки энергоносителей для стран НАТО. До распада СССР и север, и юг Суэцкого канала контролировались Москвой. Сейчас РФ не располагает таким количеством военных баз в Африке и на Ближнем Востоке.

В 2020 году Россия и Судан договорились о размещении в Порт-Судане пункта материально-технического обеспечения ВМФ с выходом в Красное море. Эти действия привлекли к восточноафриканской стране также внимание США, которые не заинтересованы в расширении влияния Москвы на континент.

В итоге Вашингтон предложил Хартуму финансовую помощь по линии МВФ и исключил государство из списка стран-спонсоров терроризма. Спустя некоторое время новое суданское правительство заявило о пересмотре сделки с РФ.

Турция понимает, что Красное море тут занимает доминирующую роль. Если Анкара заполучит контроль над безопасностью торговых путей в акватории, то это даст ей возможность в кратчайшие сроки приблизиться к исполнению цели — стать региональной державой и еще больше влиять на мировые процессы.

База в Судане обеспечила бы республике более выгодную позицию, однако теперь ей, вероятно, придется согласовывать строительство с партнером по НАТО – Вашингтоном. А в таком случае шансы получить статус региональной державы нивелируются.
Источник