https://www.funkybird.ru/policymaker

«Восток Ойл» станет крупнейшим материковым нефтегазовым проектом

«Восток Ойл» станет крупнейшим материковым нефтегазовым проектом

Фото: Артем Коротаев / ТАСС

Компания «Роснефть на полях 24 Петербургского международного экономического форума заключила 73 соглашения с партнерами на общую сумму 616,5 миллиарда рублей. Из них более 50 контрактов относится к реализации стратегического проекта «Восток Ойл» — на общую сумму 558,8 миллиарда рублей.

Девяносто процентов от общей суммы подписанных «Роснефтью соглашений касается проекта «Восток Ойл». По словам экспертов, заключение этих контрактов и, как следствие, реализация проекта на севере Красноярского края даст импульс для развития смежных отраслей экономики — машиностроения, металлургии, электроэнергетики, дорожного строительства, судостроения и будет иметь значительный мультипликативный эффект. Компания подписала документы на проведение работ по строительству первоочередных объектов проекта, а также на энергообеспечение, авиаобеспечение, оказание сервисных услуг, поставки спецтехники, трубной продукции, оборудования и материалов.

В настоящее врем проект «Восток Ойл» является одним из самых перспективных в мире — его преимущества уже не раз были отмечены российскими и иностранными инвестбанкирами. Проект сыграл значительную роль в переоценке стоимости «Роснефти». Goldman Sachs назвал этот проект «магнитом для инвесторов».

У проекта «Восток Ойл» колоссальная ресурсная база — 6,2 миллиарда тонн нефтяного эквивалента. По качественным характеристикам нефть с месторождений проекта превосходит сорт Brent, она легкая (40 процентов API) и малосернистая. Это позволяет рассчитывать, что нефть «Восток Ойл» в будущем будет продаваться с премией к Brent, что немаловажно для экономики проекта. Направления экспорта — европейские и азиатские рынки через Северный морской путь, спрос будет обеспечен дальнейшим ростом азиатских экономик, которые будут диверсифицировать энергетические потребности.

«По сути, нефтяных проектов с такой ресурсной базой и с таким низким углеродным следом в мировой отрасли сейчас нет, — отмечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов, — и можно констатировать, что наступает век «Восток Ойл», ведь спрос на углеводороды будет только расти, учитывая предстоящий катастрофический провал дотационных проектов по развитию альтернативных источников энергии».

В своем докладе на энергопанели «Трансформация мировой энергетики» глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что нефть месторождений «Восток Ойл» отличается уникально низким содержанием серы в 0,01-0,04 процента, что сопоставимо с требованием стандарта Евро-3 к дизельному топливу. Такая нефть может существенно разгрузить отдельные установки на НПЗ или вообще исключить потребность в них, тем самым значительно снизив парниковые выбросы.

«По масштабам этот проект можно сравнить разве что с советским освоением Самотлора, самого крупного нефтяного месторождения России. Тот проект, по сути, изменил лицо советского ТЭКа на многие годы вперед. Если в 1965 году Западная Сибирь давала один миллион тонн добычи, то уже через десять лет — 148 миллионов тонн, что позволило СССР стать одним из лидеров международного рынка углеводородов. По плану «Роснефти», добыча на проекте достигнет 100 миллионов тонн к 2030 году», — отметил Сергей Суверов.

С учетом ограниченного предложения качественных энергетических проектов такого масштаба на мировом рынке, интерес к участию в проекте может быть у многих инвесторов. В конце декабря 10 процентов акций «Восток Ойл» было продано ведущему международному трейдеру Trafigura примерно за 8 миллиардов долларов. С учетом этой сделки, общую стоимость проекта можно оценить минимум в 80 миллиардов долларов.

«Как Игорь Иванович точно отметил в своем выступлении, инвестиции в нефтедобычу упали до такого уровня, что существующие запасы, не только не заменяются, но и истощаются, — заявил на энергопанели «Трансформация мировой энергетики» главный исполнительный директор Trafigura Джереми Вейр. — На таком фоне инвестиции «Роснефти» в «Восток Ойл» — самый крупный материковый проект добычи нефти и газа, особо значимы и мы, в компании Trafigura, гордимся и считаем за честь участвовать в нем». «»Восток Ойл» уже производит высококачественную нефть с низкой себестоимостью, с низким углеродным следом, которая будет пользоваться спросом еще долгие годы. «Роснефть» планирует сократить углеродный след и это безусловно будет гарантировать спрос на продукцию «Восток Ойл»», — заявил руководитель Trafigura.

Проектными решениями предусматривается полная утилизация попутного нефтяного газа, что обеспечит проекту «углеродный след» на 75 процентов ниже, чем у других новых крупных нефтяных проектов в мире. «Восток Ойл» на этапе проектирования учитывает использование передовых технологий для охраны окружающей среды — от этапа бурения скважин до специализированного исполнения нефтепроводов и танкеров, которыми будет экспортироваться нефть. «Тем самым, есть все основания говорить о производстве в рамках данного проекта «зеленых баррелей» нефти», — сказал Игорь Сечин.

Бывший глава МИД Австрии Карин Кнайсль, вошедшая недавно в состав совета директоров «Роснефти» и уже 25 лет являющаяся экспертом нефтяной отрасли, считает, что проект «Восток Ойл» «может стать историческим». «Для такого масштабного проекта продуман комплекс возобновляемых источников энергии, в том числе ветряные электростанции. Это говорит о том, что, если есть любая техническая возможность снизить углеродный след — она реализуется», — отметила Кнайсль.

«»Восток Ойл» — это комбинация возобновляемых источников энергии и традиционной энергетики, это очень амбициозные цели для нефтяной отрасли и при этом низкий углеродный след. Устойчивость — не просто как лозунг, а устойчивость на каждом этапе работы. Разработка новых месторождений, а также очень интересный срез опций для потребителей. Потому что одно дело просто добывать нефть, а совсем другое — выводить ее на рынок. У проекта колоссальные логистические преимущества», — считает она.

Проект предусматривает создание тысяч дополнительных рабочих мест, а также строительство комплексной инфраструктуры, которая затрагивает буквально все сферы жизнедеятельности региона. В рамках проекта планируется построить объекты электрогенерации мощностью около 3,5 гигаватта, три аэродрома, два морских терминала, 15 промысловых городков, нефтеналивной терминал мощностью 100 миллионов тонн.

Уже начались работы по подготовке пунктов разгрузки с реки Енисей, базы хранения МТР, вахтовых жилых городков. Разворачивается строительство трубопроводной системы, на Таймыр прибыли первые группы подрядных организаций для строительства порта. В целом на проект завезено уже порядка 200 тысяч тонн грузов.

Все запланированные инвестиции — это огромные заказы для российской промышленности.

«Владимир Путин особое внимание уделяет вопросам развития регионов. И в этом контексте заключенные в рамках ПМЭФ контракты являются важным подспорьем этой работы. А также индикатором того, кто из компаний, в каких масштабах и как работает над реализацией этой стратегической задачи, — считает научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. — Здесь можно выделить «Роснефть» с ее проектом «Восток Ойл». Компания заключила на ПМЭФ более 50 соглашений для реализации данного проекта почти на 560 миллиардов рублей. И данные инвестиции видятся трансформационными для этого огромного, однако не освоенного региона. Среди подписанных документов — соглашения по строительству самого крупного порта на Северном морском пути, электрогенерации, организации воздушного и транспортного обеспечения, поставки труб и металлопродукции, логистики. Реализация проекта «Восток Ойл» создаст колоссальное количество рабочих мест. Поэтому расчеты Института народно-хозяйственного прогнозирования Российской академии наук, которые говорили о том, что синергия по закупкам услуг и товаров при реализации инвестиций будут иметь коэффициент 9,3 на каждый вложенный рубль, являются более чем реальными».

Источник