https://www.funkybird.ru/policymaker

Кого Путин «подарит» Медведеву?

Первые кадровые перестановки в новом правительстве России, которое, как ожидается, после инаугурации Владимира Путина возглавит Дмитрий Медведев, могут состояться уже в начале следующего месяца. Произойти это может либо 11 апреля, во время отчета Путина перед Госдумой, либо 14 апреля в Саратове, на торжествах, посвященных 150-летнему юбилею Петра Столыпина.

Пока большинство аналитиков делают ставку на то, что для оглашения части состава будущего правительства Владимир Путин выберет думскую трибуну. На это и правда многое указывает. 11 апреля Путину, в рамках отчета переде депутатами о деятельности правительства, предстоит самое масштабное выступление до его официальной инаугурации в качестве президента. Во-вторых, многие вопросы депутатов можно нейтрализовать, назвав им имена тех, кто отныне будет решать проблемы в тех или иных сферах. Наконец, именно 11-е апреля упоминал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, когда рассказывал прессе, что выступление Путина в Госдуме будет не столько отчетом, сколько обнародованием его планов на будущее.

Правда, говоря именно о будущих кадровых назначениях, Песков использовал более обтекаемые формулировки. «Новая структура правительства с персоналиями будет представлена Владимиром Путиным до его инаугурации», — сказал он. При этом Песков добавил: «Каким образом это будет сделано, пока не решено, но жесткого формата такая презентация и не предусматривает».

С другой стороны, 11 апреля лежит, что называется, «слишком на поверхности». Слухмейкеры уже изрядно затрепали эту дату, так что появляются серьезные сомнения, что Путин, который не любит, когда на него давят в СМИ, выберет для важных известий именно этот день. Это не в его стиле — делать «неожиданные» заявления именно тогда, когда все их ожидают. Кроме того, Госдума пока еще не стала вновь «местом для дискуссий», а значит, центральной политической площадкой. Уровень влияния нижней палаты парламента на жизнь страны, несмотря на общий рост политической активности, не возрос, а, скорее, даже упал, если сравнивать с 2011 годом. Так что вовсе не обязательно, что именно депутаты станут той аудиторией, перед которой будут сделаны серьезные заявления.

Путин старается подчеркивать, что он говорит напрямую с народом. Поэтому не исключено, что ближе к истине окажутся слухи о том, что кадровая интрига вокруг нового состава правительства частично разрешится на несколько дней позже — 14 апреля. В этот день в Саратове пройдут торжества в связи со 150-летием со дня рождения одного из самых любимых исторических персонажей Владимира Путина – председателя царского правительства Петра Столыпина, прославившегося масштабными реформами, борьбой за установление контроля над Государственной думой и бескомпромиссным преследованием бунтовщиков и террористов.

Примечательно, что накануне был уволен губернатор как раз Саратовской области Павел Ипатов. Формально он сам написал заявление с просьбой об отставке. В реальности же его устранение стало результатом длительного противостояния с нынешним первым заместителем главы администрации президента Вячеславом Володиным, который заменил Владислава Суркова на неофициальном посту «главного идеолога Кремля».

Этот юбилей дает Путину лишний повод поднять важные темы, если, конечно, он приедет 14 апреля в Саратов. Это и обсуждение будущего региональных лидеров (на примере снятия Ипатова), том числе, новый порядок избрания глав регионов. Это и другие планируемые политические преобразования, причем здесь можно провести параллели с реформами, который в начале XX века продвигал Петр Столыпин. Это, наконец, и перестановки в правительстве. Ведь, перечислив реформы, логично будет назвать и тех, кто их должен будет проводить.

Конечно, не стоит ожидать, что Путин сразу же назовет всех будущих министров и вице-премьеров. С большой долей вероятности, в «первый заход» 11 или 14 апреля избранный президент обнародует имена лишь несколько человек. Прежде всего тех, кто свои посты сохранит, а также тех, кому их придется покинуть. А вот самую интригующую информацию – имен тех, кто придет на смену выбывшим, Путин пока прибережет.

Дело в том, что «полный пакет» отставок и назначении избранному президенту называть сейчас явно не с руки. Многие ведомства будут реформироваться, сливаться и разделяться, причем пока об этом официально еще даже не объявлено. Называть сейчас имена и должности по новому штатному расписанию, это все равно, что разрешить нынешним сотрудникам все оставшееся до мая время не работать.

С известной долей уверенности можно ожидать, что Путин назовет примерно десяток фамилий. В частности, речь может пойти об уходящих вице-премьерах. Некоторым из них предстоит покинуть пост «в связи с переходом на другую работу», например – в госкорпорации. Некоторые могут уйти и «в пустоту», хотя, в принципе, это не в стиле Владимира Путина. Главное – что говорить про вице-премьеров сравнительно безопасно – под ними есть министры, которые обеспечат работу конкретных ведомств до инаугурации. Вдобавок, уходящих «уравновесят» остающиеся.

Например, может быть отмечена как успешная работа Дмитрия Рогозина. Ходят слухи, что он может не только сохранить кресло вице-премьера, курирующего ВПК, но и добавить к нему портфель министра обороны. Подобная конфигурация, когда вице-премьер совмещал должность отраслевого министра, уже использовалась в «правительстве молодых реформаторов» в конце 1990-х годов. Тогда первые зампреды правительства Анатолий Чубайс и Борис Немцов возглавляли еще, соответственно, Минфин и Минтопэнерго. Правда, просуществовала эта конструкция недолго.

А вот что касается нынешнего министра обороны Анатолия Сердюкова, то, с большой долей вероятности, ему придется свой пост покинуть. Если Путин объявит о долгожданном уходе одного из самых непопулярных министров, для него это будет большой репутационный плюс.

С большой долей вероятности потеряет свой вице-премьерский пост куратор Северного Кавказа Александр Хлопонин. В тот момент, когда его наделяли экзотическим сочетанием государственных должностей: заместителя председателя правительства и полпреда президента в федеральном округе, речь шла об обеспечении двойной лояльности – и премьеру Путину, и президенту Медведеву. После обратной рокировки в тандеме необходимость в этом отпала. Должность «вице-премьера по Кавказу» в Белом доме становится рудиментом, без которого легко можно обойтись при формировании нового правительства. За Хлопониным останется кресло полпреда, из которого он продолжит курировать самый сложный регион страны, подчиняясь уже непосредственно только одному президенту Путину.

Непонятно, как будут обстоять дела с «новичком» в Белом доме – вице-премьером «по делам инноваций» Владиславом Сурковым. Говорят, ему давались гарантии сохранения этого поста и после майской инаугурации. Но, учитывая, как в последнее время усилились позиции его давнего оппонента — Вячеслава Володина, нельзя исключать и потерю Сурковым своего статуса. Володин, добившись увольнения еще одного своего недруга — саратовского губернатора Павла Ипатова, — уже показал, что прежние обиды забывать не намерен.

Зато Дмитрий Козак в отношении своего вице-премьерского будущего может быть спокоен. Как говорят в Белом доме, после перемещения в Госдуму Александра Жукова, Козак остался единственным куратором Олимпиады в Сочи и целого ряда других крупных инфраструктурных проектов. Козак, якобы, даже лоббирует создание под них некоего суперведомства.

Сохранить на прежнем посту Путин может и первого вице-премьера Виктора Зубкова. Несмотря на возраст, он остается человеком из президентского избранного «ближнего круга». Максимум, чего может лишиться Зубков – это приставки «первый» перед словами «заместитель председателя правительства». Как показывает опыт некоторых его коллег, большой роли эта приставка не играет — главное это реальный аппаратный вес.

Что же касается министерских постов, то Путин, по уже изложенным дисциплинарным причинам, вряд ли будет делать акцент на отставках. Здесь говорить лучше о позитиве, так что, скорее всего, избранный президент сообщит о «переназначении» тех обладателей министерских портфелей, которые не вызывают резкого отторжения в обществе.

Среди них вполне могут оказаться «молодой технократ» Антон Силуанов, возглавивший Минфин после ухода Анатолия Кудрина, министр экономического развития Эльвира Набиуллина (хотя, быть может, ей предложат и другую должность), а также главы МИД Сергей Лавров и Минспорттуризма Виталий Мутко, постоянные слухи об скорой отставки которых раз за разом оказываются «сильно преувеличенными». Также в должности главы Минпромторга имеет все шансы окончательно утвердиться нынешний и.о. министра Денис Мантуров.

Зато в этом списке вряд ли окажутся малопопулярные министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, министр культуры Александр Авдеев и глава Минтранса Игорь Левитин.

Остальная и, заметим, основная часть списка, скорее всего, подождет до мая. Хотя это не значит, что решения по ней еще не приняты. Но это тема уже для следующего текста.