https://www.funkybird.ru/policymaker

Политический бум в России возвращает христианские движения

В связи с подготовкой законов об упрощении и либерализации регистрации новых партий в России появились заявки на создание политических организаций на основе религиозных ценностей.

25 февраля в Москве прошел съезд общественного движения «Российская христианско-демократическая перспектива», на котором, как сообщил «НГР» председатель движения Александр Чуев, «было принято решение провести следующий съезд в мае следующего года и проанализировать те изменения в российском законодательстве, которые должны произойти после принятия нескольких президентских законов в Государственной Думе». «Перспектива» является правопреемником Российской христианско-демократической партии существовавшей с 1990 по 2002 год, вошедшей в 1999 году в Государственную Думу в составе блока «Единство» и ликвидированной в 2002 году Минюстом из-за того, что было указано в ее названии слово «христианский», которое противоречит Закону «О политических партиях».

«Я не готов ответить сейчас на вопрос, будет ли сформирована или возрождена Российская христианско-демократическая партия, под этим или под другим названием, но я не исключаю этого, и в этом случае мне лично придется делать сложный внутренний выбор, если президиум нашей общественной организации примет решение преобразоваться в партию, потому что сегодня я являюсь членом президиума партии «Справедливая Россия», – сказал Чуев. По его словам, эта «партия ни в коем случае не будет религиозной, будет светской», ее электорат – это, «во-первых, социально активные верующие традиционных российских конфессий, во-вторых, те невоцерковленные люди, которые хотят, чтобы принципы христианской морали и нравственности пришли в законодательство». В наши дни российская христианско-демократическая идея, считает Чуев, «приобрела более социальные черты, стала более левой в экономическом смысле, потому что в нашей стране, будучи христианином, невозможно быть правым или либералом, ибо экономика несправедлива, очень велико количество бедных, и такая партия неизбежно будет социальной». Христианско-демократическая партия, несмотря на название, может включать в себя и представителей иных традиционных религий России. «В нашей организации и сейчас присутствуют представители мусульман», – сообщил Чуев.

Демократическая партия России, созданная в 1990 году и неоднократно выступавшая в 1990-е годы в блоке с тогдашними христианскими демократами, также заявила о своем преобразовании из формата общественного движения, в который она перешла в 2008 году после вхождения в партию «Правое дело». 20 февраля ее представители подали документы на регистрацию партии в Минюст. Лидер ДПР Андрей Богданов сообщил «НГР»: «Мы должны защищать интересы тех, у кого есть Бог в голове. Интересы атеистов мы не защищаем, а защищаем интересы традиционных религий России – а эти религии ветхозаветные». В партию планируется привлечь «общественных деятелей, которые позиционируют себя как защитники христианских, точнее, ветхозаветных ценностей». Неизвестно, почему Богданов свел христианские ценности только к Ветхому Завету, но вот так он прокомментировал возможное предубеждение православных избирателей против того факта, что он возглавляет российских масонов: «Тут нет никакого противоречия. В масоны вас не примут, если вы не верите в Бога. Наша партия для умных людей, которые читают книги и не верят в масонский заговор».

Оргкомитет Партии десяти заповедей также был создан в конце февраля в Москве. Как сообщил нашему изданию его глава Сергей Мезенцев, в оргкомитет вошли (правда, как частные лица) представители традиционных религий России. От мусульман – руководитель отдела Духовного управления мусульман европейской части России по работе с общественными организациями и мигрантами Ахмад Макаров. От иудеев – вице-президент Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган. От протестантов – пресвитер Церкви «Благовещение» Николай Епишин. Зиновий Коган и Николай Епишин подтвердили «НГР» факт своего вхождения в оргкомитет новой партии. По словам Мезенцева, «основная социальная база, на которую мы рассчитываем, – это, конечно, верующие, не только воцерковленные, а вообще все люди, так или иначе идентифицирующие себя как верующие». «У нас база довольно обширна – это не только христиане, но и мусульмане и иудеи», – говорит глава оргкомитета Партии десяти заповедей.

Заметно, что представители духовно озабоченных партий говорят о неприятии либерализма, о необходимости консолидации всех носителей авраамических традиций. Правда, в практическом плане многие из них представляют себе деятельность такой партии достаточно расплывчато. Многие из них не исключают блокирование с более солидными политическими организациями. «Если наша организация будет создана, я не поручусь за то, с кем и как она будет блокироваться или выступать отдельно на выборах, но она будет добиваться, чтобы при принятии законов учитывались нормы морали», – говорит Александр Чуев.
«Партия десяти заповедей могла бы блокироваться с партиями, отражающими интересы наших этнических субкультур и религий», – говорит Зиновий Коган, добавляя, что таким образом можно было бы «решать проблемы строительства культовых зданий, возвращения недвижимого имущества, разрешения на основание новых кладбищ, кошерных и халяльных магазинов».

Создание религиозных партий на примере Партии десяти заповедей 27 февраля прокомментировал на сайте Общественной палаты РФ председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин: «Решительно не согласен с тем, что верующие люди не могут или не должны реализовывать свои духовные и нравственные ценности в политике. Мировоззрения у нас равны, и религиозное мировоззрение имеет не меньше права влиять на государство и политику, чем, к примеру, либеральное, консервативное или материалистическое».

Глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский предположил в комментарии «НГР», что, по его мнению, создание подобных партий «не даст никаких реальных результатов, а лишь станет дополнительным поводом для дискредитации Церкви, потому что ей будет приписываться все, что будут делать эти политические партии». В целом, по мнению политолога, апелляция к религии в политике – это «очень слабый месседж, так как люди у нас уважают Церковь, но не воспринимают ее как наставника в политике». Реальный рейтинг таких партий, считает он, менее процента, хотя «у Кремля могут быть идеи отрастить вторую «ногу власти», более надежную, чем партия Миронова в свое время, – религиозно-политическую». С этим согласен и первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, выделивший в беседе с корреспондентом «НГР» два основных момента, почему в России невозможны околорелигиозные партии: «Во-первых, создание самостоятельной партии, которая неизбежно будет отбирать голоса у партии власти, не в интересах государства. Если Церковь будет патронировать крупный политический проект, то она может столкнуться здесь с государственной властью, что ей совершенно не нужно, РПЦ сейчас делает ставку на действующую власть. Во-вторых, пока что все проекты создания христианско-демократических партий в России были попытками со стороны интеллектуалов, не опирающихся на сколько-нибудь серьезную поддержку в обществе и внутри Церкви и не отвечающих какому-то общественному запросу».

Ясно, что инициативы в области избирательного законодательства уходящего президента Дмитрия Медведева всколыхнули общественность, и самые разные деятели решили воспользоваться гипотетическим правом возвысить свой голос в хоре разбуженных от политической спячки общественников. Ревнители нравственности и традиционных ценностей не стали исключением. Однако перспективы мелких религиозно мотивированных движений, находящихся пока в эмбриональном состоянии, туманны. Велик шанс, что повторится ситуация 90-х годов, и деятельность любителей социальных нравоучений добавит лишь информационного шума, но не даст ничего для развития гражданского самосознания в нашей стране.