https://www.funkybird.ru/policymaker

Медведев утвердил план борьбы с коррупцией в России

Главным событием минувшей недели стало принятие программы борьбы с коррупцией — государство намерено всерьез взяться за взяточников и коррупционеров. Конечно, никакие программы быстро эту вековую проблему России не решат, но максимально усложнить воровство из бюджета все-таки можно. В ближайшее время целый пакет мер будет внесен в виде закона в Госдуму.

На сайте «Коррупции нет» черным по белому — тарифы взяток. Кто сколько берет и за что. Информация, которая вряд ли кого-то удивляет, как не удивляют и кадры оперативной съемки задержания коррупционеров — все похожи, разница разве что только в цифрах.

Бывшего начальника управления информации МВД Олега Аксенова задержали на даче — на фоне немаленького дома и внушительного автопарка. Там же следователи нашли документы на собственность в Италии — оформленную, конечно, на жену. А в сейфе в рабочем кабинете — 60 тысяч долларов. Аксенова обвиняют в хищении 500 тысяч.

В деле депутата городской думы Екатеринбурга Максима Петлина сумма поскромнее — по версии следствия, он требовал 3 миллиона рублей за то, чтобы не мешать строительству торгового центра. На этой неделе депутата отпустили из-под стражи под залог в 5 миллионов.

А бывший глава Верхнеусносского района Татарстана Александр Тимофеев за десять миллионов обещал помочь предпринимателю в покупке участка. Чиновнику грозил девятилетний срок, но суд оставил его на свободе. И назначил наказание не ниже низшего предела, предусмотренного данной статьей, предусмотренной статьей 46 УК Российской Федерации, в виде штрафа в размере 30-кратной суммы взятки. Тимофееву теперь придется заплатить 300 миллионов. Этот приговор стал одним из первых случаев в России, когда срок заменили штрафом. Наверняка будут и другие. Впрочем — это лишь одна из многих мер противодействия коррупции.

На этой неделе Президентский совет обсуждал Антикоррупционный план на ближайшие два года. Дмитрий Медведев представил новый законопроект — чиновники теперь должны будут декларировать не только доходы, но и расходы.

«Если проверка выявляет, что расходы чиновника по тем во всяком случае сделкам, которые государство потенциально способно проконтролировать, явно превышают его доходы, и соответствующее лицо не может объяснить откуда получены эти средства, то это может быть основанием как для увольнения такого чиновника с государственной службы, так и основанием для того, чтобы обратить имущество, которое приобретено на неизвестные доходы, в собственность государства», — заявил глава государства.

Под контролем будут не только федеральные, региональные и муниципальные чиновники, но и сотрудники Пенсионного фонда, всех социальных фондов страны и госкорпораций, а кроме того, их супруги и несовершеннолетние дети.

«Такие сведения по концепции законопроекта должны предоставляться, если сумма самой сделки, то есть сумма одноразовой сделки, совершенной чиновником или членами его семьи, превышает трехгодовой суммарный доход членов семьи по основному месту службу», — рассказал Президент.

Уже три года государственные служащие декларируют доходы и имущество, так что в рамках нового закона будет с чем сравнить. Отчитываться чиновникам придется за покупку недвижимости, ценных бумаг и транспортных средств — последнее, говорят авторы законопроекта, особенно важно.

«Самое главное, почему мы изменили «автотранспортные средства» на «транспортные средства»: потому что мы действительно могли бы забыть самые дорогие транспортные средства, я имею в виду самолеты, вертолеты, яхты, что является по существу и транспортным средством, и, вообще-то, предметом роскоши — автомобиль на фоне этих перечисленных транспортных средств, по-моему, уже не является предметом роскоши», — пояснил глава администрации Президента Сергей Иванов.

Самое главное, говорят эксперты, чиновникам придется доказывать, что дорогие покупки сделаны на честно заработанные деньги — получается, презумпция невиновности в этом случае не работает.

По словам адвоката, члена Президентского совета по противодействию коррупции Анатолия Кучерены, в любой стране мира, если гражданин решил служить государству и обществу и пошел на госслужбу, он «в любом случае должен понимать, что он в какой-то части поражается в своих правах». «Мы надеемся, и мы все желаем, чтобы на госслужбу, на муниципальную службу, приходили кристально чистые люди, совестливые люди, люди, которые не будут брать взятки и не будут использовать свою должность для собственного обогащения», — подчеркнул Анатолий Кучерена.

Инициировать проверку расходов чиновника теперь смогут и представители политических партий, и журналисты, и общественные организации, да и вообще любой неравнодушный человек. Единственное условие — заявление не должно быть анонимным. Те, кто активно занимается борьбой с коррупцией именно на общественных началах, говорят, что это сильно упростит работу.

«Если в законе все-таки останется участие общественных организаций в том виде, нам будет легче апеллировать к правоохранительным органам, к органам прокуратуры, и заставлять их делать свою работу, за которую они получают бюджетные деньги», — говорит председатель правления межрегиональной общественной организации «Справедливость» Андрей Столбунов.

Проект закона уже несколько дней обсуждают на сайте Открытого правительства. Многие предлагают расширить список родственников чиновников, расходы которых будут подлежать проверке. Эксперты говорят: об этом стоит задуматься.

«У нас чиновник самый бедный человек, он ничего не покупал, но он всем пользуется, а самые богатые у нас оказываются пенсионеры — это родители этих чиновников, которые вдруг почему-то откуда-то получили несметные богатства, накупили себе дорогих машин, квартир, вилл, но в них живут их дети, и все шито-крыто, — говорит Андрей Столбунов. — Вот сейчас этот закон, который вступит, я надеюсь, в действие в том виде, в каком есть; он позволит более тщательно вскрывать такие схемы; наказывать».

Законопроект о контроле за расходами чиновников обсуждали и на заседании Открытого правительства в Инновационном центре «Сколково». По словам Президента, все, что касается будущих проверок, будет абсолютно прозрачным и доступным, что бы там ни писали в газетах.

«По-моему, в «Ведомостях» было написано о том, что вся информация на тему расходов государственных служащих, приобретение ими соответствующих видов имущества, будет идти с грифом «секретно»; ну, абсолютное передергивание смысла закона», — рассказал Дмитрий Медведев.

Никакого грифа «секретно», по словам Президента, нет и быть не может — в этом и смысл общественного контроля. Впрочем, в борьбе с коррупцией, говорили на встрече, нет какого-то одного рецепта.

Дело не только в том, чтобы поймать чиновника на несоответствии расходов и доходов, а и в жестком отборе желающих попасть на государственную службу. Тогда уже заранее будет ясно, кто хочет действительно работать, а кто — воровать и брать взятки.