https://www.funkybird.ru/policymaker

Российской авиации не хватает асов

С момента авиакатастрофы в Сибири, в результате которой погибли более тридцати человек и двенадцать оказались в больнице, прошла уже неделя.

О нынешних проблемах российской авиации и о том, предпринимаются ли какие-то шаги, чтобы не допустить подобных трагедий в будущем, расскажет корреспондент RT Карен Тарараче.

Капитан самолета Сергей Анцин скончался за день до своего дня рождения, ему должно было исполниться двадцать восемь лет. Второму пилоту Никите Чехлову было всего двадцать четыре.

По данным предварительного расследования, самолет, летевший рейсом №120, мог упасть из-за того, что перед взлетом его не покрыли антифризом. Такое решение обычно принимает капитан.

АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВ, пилот, эксперт: Сегодня наши проблемы в авиации кроются в системе подготовки и производства самолетов, а также подготовки пилотов и авиационного персонала.

Учитывая бурное развитие авиации и небольшое число сертифицированных летных школ в России, пилотов просто не хватает.

В семидесятые летчиками становились за два года. Но сейчас для этого необходимо иметь диплом летного училища и пройти специальную программу, которая может занять до восьми лет. Чтобы ускорить процесс и решить эту проблему, в прошлом году была открыта новая школа.

КАРЕН ТАРАРАЧЕ, корреспондент RT: Основная цель летной школы «Аэрофлота» в Москве – восполнить нехватку профессионалов в российской авиации. Предыдущие авиакатастрофы в России объясняли плохой погодой, ужасным оборудованием и даже старыми моделями самолетов. Но здесь основной акцент ставится на человеческом факторе: пилоты и их помощники должны уметь работать в крайне стрессовых ситуациях и совершать благополучную посадку на землю и воду.

Но даже в этой школе, к сожалению, приходится признать, что недостаточно просто выпускать летчиков быстрее. Российским авиалиниям ежегодно требуется не менее 800 новых пилотов, тогда как здесь за два года успевают подготовить лишь пятую часть от этого числа. И эти новейшие компьютерные программы и симуляторы не могут заменить реального летного опыта.

РОМАН ЖУРАВЛЕВ, старший инструктор, «Аэрофлот»: Сегодня пилот действует только как оператор самолета. По сути, он всего лишь нажимает на кнопки, включает их и выключает, если только речь идет не о взлете и посадке. У старших, более опытных пилотов есть не только это знание, но и навыки, которые помогают им в других, нештатных ситуациях.

Такие навыки есть у пилотов, которые совершали посадку, когда это было почти невозможно. В 2010 году сбой в электропитании парализовал самолет, летевший из Сибири в Москву. Два российских пилота средних лет смогли безопасно посадить самолет на заброшенном военном аэродроме. Несмотря на риск, 81 человек – все, кто находился на борту, — выжили.

НИКОЛАЙ АНТОШКИН, эксперт: Следует внедрить новые методики конструирования наших самолетов, подготовки пилотов и других членов экипажа на земле и в воздухе. Вдобавок всегда нужна система, которая бы их контролировала и проверяла. Если у нас этого не будет, то не будет и порядка в нашей авиации.

В прошлом году в России разбилось 13 самолетов. В восьми случаях погибли люди, причем три авиакатастрофы произошли из-за ошибки пилота. Самым трагичным стало крушение под Ярославлем, когда погибли 44 из 45 человек на борту.