https://www.funkybird.ru/policymaker

Произойдет ли объединение кораблестроения РФ и Украины?

Любое государство, которое имеет выход к мору, должно обладать и средствами для того, чтобы этот выход осуществлять, проще говоря, должно иметь свой флот. Кроме того, государство должно обладать и развитой судостроительной индустрией, поскольку она является одной из важных экономических составляющих независимости морской державы. Во времена существования Советского Союза отрасли, которые были связаны с морем, были едиными.

После его распада этот единый комплекс распался, став причиной упадка морской отрасли во многих странах, которые раньше были частью огромного государства. Кораблестроение не стало в этом плане исключением.

Произошло разделение производственного цикла, технологии постепенно пришли в упадок, а это, в свою очередь, стало причиной быстрого уменьшения высококвалифицированных кадров с судостроительстве. В России развитие экономики повлекло за собой некоторое возрождение военного и гражданского кораблестроения. Во многом способствовали этому и высококвалифицированные кадры судостроителей, которые перетекли в Россию с украинских предприятий, тем самым став причиной ослабления украинского судостроительства.

В советское время украинские кораблестроительные предприятия спускали на воду большое количество новых судов. Николаевские судостроительные заводы ни в чем не уступали аналогичным предприятиям Ленинграда и Североморска. Распад СССР повлек за собой значительное ослабление данной отрасли в Украине, поскольку украинцы свели к минимуму взаимоотношения с россиянами, попытавшись стать самостоятельными производителями на мировом судостроительном рынке.

Но, как показала практика, этот путь был выбран преждевременно, так как свободных ниш на мировом рынке оказалось крайне мало, поэтому для того, чтобы закрепиться там, необходима продукция сверхвысокого качества. Кроме того, на украинском кораблестроении сказался и экономический кризис 2008 года.

И если гражданское кораблестроение на протяжении всей украинской независимости еще пыталось как-то сводить концы с концами, то о военном и говорить нечего, оно практически умерло. Государство не закупает военный корабли за рубежом, но в то же время и своих не строит. Программа по строительству четырех корветов для национальных военно-морских сил, которая была объявлена в 2009 году, была заморожена по причине отсутствия денежных средств. Что касается конструкторских наработок, то они остались на уровне конца прошлого века, поэтому и мировым заказчикам ничего стоящего Украина предложить не может. И если раньше единственным, что пользовалось спросом из украинской военной судостроительной продукции, были корабли с атомными силовыми установками, то сейчас и они больше никому не нужны. И Соединенные Штаты Америки, и Китай строят аналогичные суда самостоятельно.

Необходимо отметить, что в последние годы зарубежные заказчики заинтересовались еще одной разработкой, оставшейся с советских времен. Так, в 2010 году представители Китая заказали в Украине строительство четырех «Зубров» (десантные суда на воздушной подушке). Они не имеют аналогов в мире. Но, очевидно, что Китай, который давно славится умением «копировать технологии», вряд ли будет заказывать новые корабли в будущем. Но подписание данного контракта вызвало резкое недовольство со стороны России, которая заявила о своей доле в интеллектуальной собственности на подобный вид кораблей. Представители РФ также заявили о том, что контракт необдуманный, как с точки зрения военной стратегии, так и с точки зрения копирования технологий. В итоге, украинское правительство, которое приняло во внимание недовольство соседей, отправило проект на рассмотрение. Подобные действия привели к заморозке весьма значительного контракта стоимостью 250-300 миллионов долларов. А это стало причиной того, что судостроительная компания «Море», которая находится в Феодосии, и которая очень сильно рассчитывала на данный контракт, оказалась на грани банкротства. А ведь за более чем семидесятилетнюю историю эта компания славилась своей продукцией. Со времени своего основания в 1938 году оно выпускало торпедные катера «Комсомолец», пассажирские корабли на подводных крыльях «Ракета», катера «Проект 184», «Проект 125», «Комета» на подводных крыльях, десантно-штурмовые и десантные корабли на воздушной подушке «Скат», «Кальмар» и «Омар», КПК «Сокол», «Антарес», газотурбоходы «Циклон», и многие другие. В области военного судостроения эта компания была самой крупной в Украине.

Теперь же «Море» может разделить участь двух других предприятий – «Ленинской кузницы» и «Севастопольского морского завода», на которых производство практически полностью свернуто. А ведь эти заводы также имеют большую историю: каждое из них работает порядка двух сотен лет.
Завод «Ленинская кузница» был основан в 1862 году и за время своего существования выпустил порядка тысячи судов и кораблей различного назначения. Предприятие «Севастопольский морской завод» был основан еще раньше – в 1783 году, и за годы своего существования построил порядка 500 и провел ремонтные работы около 5 тысяч судов и кораблей разного назначения и типа.

Но мировая политика доказала очевидную вещь: чтобы иметь возможность укрепиться на мировом судостроительном рынке, предприятия должны координировать свою деятельность с правительством, поскольку без поддержки государства нечего и думать о развитии данной отрасли. Более того, любые попытки закрепиться на мировом рынке путем вступления в межнациональные холдинги также не являются выходом, поскольку зарубежный владелец не заинтересован и не несет никакой большой ответственности за продукцию. За доказательствами далеко ходить не нужно: достаточно вспомнить, как украинские судостроительные компании в 90-х годах прошлого века были проданы за копейки иностранным корпорациям. В частности, можно привести пример николаевского завода «Океан», владельцами которого были голландцы. Ориентируясь на заказы, которые смогли бы в скором времени окупиться (мелкие и средние суда, корабли технического обеспечения), они не стремились вкладывать средства в развитие технологий, а выпускаемая продукция была далека от высококачественных образцов. Кроме того, украинским судостроителям доставалась в основном черновая работа – производство отдельных элементов или корпусов, заготовка необходимых материалов. Чистовой же вариант производился на зарубежных предприятиях. Поэтому и неудивительно, что за свою работу украинцы получали очень маленький процент средств, получаемый за готовое судно. И, как итог, финансовая несостоятельность и упадок производства.

Вскоре завод перешел к норвежским владельцам, которые закончили дело, начатое голландцами – довели его до банкротства. После этого завод, вместе со всеми долгами перешел к Андрею Бурлакову, российскому бизнесмену, которого убили немногим позже. Затем в истории предприятия наступил полный хаос вплоть до 2011 года, когда новым владельцем «Океана» стал еще один российский бизнесмен Вадим Новинский. В настоящее время трудно говорить что-либо о дальнейшей судьбе предприятия – время покажет.

Генеральный директор завода Василий Федин, между тем, настроен весьма оптимистично. По его словам, несмотря на то, что на сегодняшний день позиции предприятия на рынке кораблестроения не самые лучшие, уже намечен план вывода завода из кризиса. Так что через год «Океан» сможет выйти на прежние позиции, которые он занимал в годы своего развития.

Необходимо также отметить, что переход украинских судостроительных компаний и предприятий под контроль российских предпринимателей может положительно отразиться на их развитии. Но для того, чтобы оно было равносильно для обеих сторон, необходимо создание межгосударственного координационного центра, который бы контролировал и корректировал работу в кораблестроительной отрасли.

Российское кораблестроение, в том числе и военное, в данный период времени активно развивается, но что касается программ гражданского судостроения, то в этом плане ему будет сложно обойтись без украинского комплекса. Только в том случае, если государства скооперируют свои действия, для них появится шанс выжить в сложившихся условиях, возродить былой потенциал, систему подготовки высококвалифицированных кадров. Время в очередной раз продемонстрировало, что все, что создавалось совместными усилиями, должно развиваться также совместно. Это гарантия выхода из кризиса и шанс занять достойное место на мировом рынке.

Теперь дело осталось за малым – за умением и желанием правительств двух государств договориться.