https://www.funkybird.ru/policymaker

Польша: охрана границы с ЕС — дело Беларуси

Недавно в СМИ стала активно муссироваться история белорусского пограничника, дело которого собираются рассматривать в польском суде. Директор аналитического центра ЕсооМ Сергей Мусиенко полагает, что данную информационную активность польской стороны логичнее объяснить стремлением как-то оправдаться перед старшими братьями по Евросоюзу (например, Германией) за свои промахи в охране внешней границы ЕС.

— 12 июня т.г. Gazeta.pl опубликовала материал под названием «Майор минского режима зарабатывал на контрабанде людей». Как ни странно, но в польском издании озвучен месседж, смысловые акценты которого уводят явно выше, чем уровень местечкового прокурора, — полагает Сергей Мусиенко.

А если по существу, то факт задержания майора действительно подтверждается. Кстати, в белорусском пограничном ведомстве удалось узнать, что задержанный был сотрудником тыловой службы и со своими поездками в Польшу тоже попал в поле зрения службы собственной безопасности. А теперь «картина маслом».

Первое – комментарии преувеличивают статус задержанного майора, обзывая его высокопоставленным чиновником белорусской пограничной службы. Видимо, чтобы усилить информационный эффект.

С таким подходом все, кто хоть раз поднимался на наблюдательную пограничную вышку, могут называться высокопоставленными пограничниками.

А может у польской стороны такое трепетное отношение к званию «майор» связано с тем, что в тот период руководить польской стражей был назначен тоже майор ( Л.Эляс).

Второе – белорусскую сторону обвиняют в том, что майор восемь лет вел преступную деятельность, а в Минске этого не замечали и даже делается намек на заинтересованность чуть ли не в высших эшелонах власти.

— Получается, что озвученные проблемы можно зеркально переложить и на польскую сторону? Ведь там тоже долго не замечали, как в Польше толпами шастали нелегалы аж через две границы – польскую и немецкую.

— Прокурор из Люблина в этой ситуации беспардонно бросает тень на польских пограничников и дискредитирует способности польской стражи в глазах всего ЕС. Ведь если белорусские пограничники плохо охраняют только свою границу, то польские — целого ЕС (причем как внешние, так и внутренние).

Здесь же процессуально напрашивается соответствующее реагирование со стороны польской прокуратуры на бездействие или же действие польских пограничников по этому делу.

Третье – 1300 незаконных мигрантов, неинтеллигентно вменяемых майору, трудно сопоставимы с 12 преступными эпизодами. Это ж получается, что группы нелегалов должны быть по 100 человек. Их что, колоннами автобусов возили? Да о такой прозрачности даже на внутренних границах ЕС не мечтали. Похоже, что на одного белорусского майора решили списать даже нелегалов на турецко-греческой границе. Тогда «Фронтекс» не туда направил дополнительные силы.

Четвертое – люблинский прокурор заявил, что майор обеспечивал подход нелегалов до белорусской границы, а в Польше ими занимались уже члены польской банды: «Его ролью было транспортирование мигрантов из Азии к польской границе или «крышевание» их перевоза».

— Получается, что майор больше нарушал белорусское пограничное и антикоррупционное законодательство, чем польское?

— Конечно, вполне логично, что он должен подпадать под белорусскую юрисдикцию. И причем здесь польские органы уголовного преследования. Может логичнее, чтобы белорусская Фемида занялась этим делом.

И пятое – самое главное. Пан прокурор сделал заявления по данному уголовному делу до вынесения вердикта суда. А вот здесь и кроется основной нюанс. Опубликование в таком ракурсе сведений по делу до решения суда можно расценить не иначе, как разглашение тайны следствия и явную попытку оказания давления на суд.

Попытки раздуть белорусскую тематику с коррупционной окраской больше польских размеров выглядят, конечно же, нелепо. Всем понятно, что эта болезнь явно не белорусского происхождения.

Сообщения самих польских СМИ иногда выглядят, как сводки с коррупционных фронтов.

Например, за 2001-2004 год за взятки задержано 80 польских пограничников. А в апреле 2003 года на одном из расположенных к югу от Корощина КПП были арестованы 23 польских пограничника, которые вымогали взятки с украинских граждан за быстрое оформление документов.

В 2006 году 45 офицеров пограничной службы в Корчове были обвинены в коррупции. Обвиняемые в общей сумме получили до 100 тысяч злотых.

Первые задержания были в апреле 2004 года. Тогда было задержано 23 пограничника. По данному делу собрано 55 томов доказательств.

В том же году в Щецине пять действующих и один бывший офицер пограничной службы, а также пять сотрудников таможенной службы были задержаны за получение взяток.

В 2007 году трем сотрудникам пограничной службы предъявлены обвинения в участии в организованной преступной группе, получении взяток, а также передаче служебной информации. Данные лица получали финансовое вознаграждение за участие в контрабанде товаров из России.

Как показало предварительное следствие, группа, в которую они входили, действовала с 2005 по 2007 год и занималась контрабандой сигарет.

Всего по этому делу задержано 28 человек, восемь из которых таможенники.

2011 год — четыре пограничника были арестованы за коррупцию. Они получали взятки за выполнение своих прямых служебных обязанностей.

Опять же 2011 год – арестованы три сотрудника Надбужанского отряда пограничной службы, которые вместе с подельниками организовали преступную группу для контрабанды сигарет через восточную границу. Арестованные офицеры передавали другим членам преступной группы информацию о маршрутах и времени перемещения пограничных патрулей.

2012 год — задержана организованная преступная группа, занимающаяся контрабандой сигарет из Украины, в состав которой входил офицер пограничной службы. Задержание проведено в Бещадах при попытке контрабанды 950 коробов сигарет.

2012 год. Обвинения в контрабанде и коррупции получили 20 сотрудников пограничной службы Подляского воеводства. Дело касается пограничного участка с Беларусью. Расследование началось весной 2006 года после ареста двух сотрудников таможни и пограничной службы в Бобровниках, которые подозревались в контрабанде сигарет и алкоголя. Вот и получается, как в той пословице про песчинку в одном глазу и бревно – в другом.

— Тогда получается, что гласность и прозрачность здесь совсем ни при чем?

— Если в целом, то информационную активность польской стороны по линии границы с Беларусью можно больше объяснить стремлением как-то оправдаться перед старшими братьями по ЕС, например, Германией за свои промахи в охране внешней границы ЕС и фактически неспособность эффективно противодействовать трансграничной преступности (контрабанда, наркотрафик, нелегальная миграция). Проект буфера на восточной границе ЕС реально не выдерживает нагрузки. А это уже становится понятным не только в Польше, отсюда и эмоциональность.

В Беларуси уже несколько лет назад спрогнозировали всплеск нелегальной миграции, поэтому для белорусской стороны это не стало чем-то неожиданным. Да и обстановка в мире планомерно создавалась только способствующая этому.

Взять хотя бы тот же Афганистан. Ведь история повторяется. Когда Советский Союз вывел свой контингент из этой страны, все афганцы, сотрудничавшие с «шурави», вынуждены были бежать из страны от репрессий моджахедов. Сейчас уже недалек тот час, когда потерявшая всякие надежды в перспективах своей контртеррористической операции, НАТО повторит эту же историю. Поэтому новая более мощная волна нелегальной миграции из этой страны обязательно хлынет, спасаясь уже от талибов. А вот отличие этой волны будет существенным. Проблема в том, что «натовский контингент» даже и не пытался создавать там ни социальной, ни экономической, ни иной другой инфраструктуры. Как говорится, «демократия, и ничего, кроме демократии». И если первая часть афганских мигрантов и беженцев состояла из инженеров, учителей, врачей, юристов, агрономов, строителей, сотрудников милиции, армии… ну, в общем тех, кто получил образование в СССР и работал в ДРА. То теперь в предстоящей афганской миграции этого социально-демографического качества не будет.

А добавьте к этому миграционный урожай «арабской весны». А тема депортации мигрантов, прибывших с востока ЕС, спровоцированная процессами евробанкротства.

— Получается, что эти угрозы не понимают или недооценивают в Польше?

— На уровне профессионалов эти угрозы понятны и в Беларуси, и в Европе. Но, видимо, показная уверенность не позволяет польской внешнеполитической элите воспринимать эту реальность должным порядком. Даже в Восточном партнерстве, где половина пунктов посвящена безопасности границ, она умудрилась погрязнуть в «грантовой политологии» и бездумно перевести партнерские перспективы в русло «санкционных инноваций».

Не имея возможности дожидаться признаков прозрения у польских (и не только) политиков, Беларусь вынуждена в одностороннем порядке оптимизировать усилия по обеспечению пограничной безопасности, проводить перегруппировку сил и средств, определять новые адаптированные к быстро меняющейся обстановке подходы в охране границы.

И тут гонор и амбиции на подконтрольных информационных площадках, как в Польше, так и Беларуси, стали проявляться как по графику. Сначала официальные представители пограничных структур Польши чуть ли не хором уверяли европейскую общественность в том, что проблем на границе не существует и службы готовы к любому развитию событий. А уже через месяц от этой уверенности ничего не осталось. Более того, интенсивность сообщений о задержании групп нелегалов стала возрастать с геометрической прогрессией. Стали звучать ноты недоумения, в котором просматривался главный вопрос: «Неужели свою границу придется все-таки охранять самим?».

Правда, границу от нелегалов одними рассуждениями не закроешь. А тут еще сплошные неувязки с собственными пограничниками и таможенниками. Те периодически бастуют по поводу низких зарплат и повышения пенсионного возраста, а власти с такой же периодичностью морочат им голову туманными обещаниями. Но теперь эту роскошь себе уже не позволишь.

— Судя по публикациям, белорусская сторона много сделала в плане защиты ЕС от нелегальной миграции. ФРОНТЕКС не раз признавал заслуги белорусских коллег. Тогда в чем, на ваш взгляд, суть претензий, которые озвучивает польская сторона?

— Тут сработало правило «трех конвертов». Срочно нужен был виновный, и он был найден. Все-таки чувствуется натренированность в двойных стандартах. Оказывается, белорусские пограничники плохо охраняют польскую границу и, конечно же, внешнюю границу ЕС. Это из-за них так много незаконных мигрантов осваивает польский трамплин вглубь ЕС. И рост преступности в немецко-польском приграничье тоже стал иметь «белорусский след».

— Могут ли информационные нападки разрушить добрососедские отношения между пограничными ведомствами и государствами в целом?

— К Беларуси понятие добрососедство более применимо. Во всяком случае, какие бы трудности не существовали с соседями, в трудную и трагическую минуту она не отворачивалась спиной. Еще ни разу белорусское государство не давило, не наставляло, не притесняло своих соседей. Белорусский менталитет не испорчен вирусом региональной гегемонии и геополитики. И если с этим все ясно, то ряд вопросов все же остается открытым.

По-прежнему из Польши раздувается взаимное недоверие в польско-белорусском приграничье. На фоне призывов европольских политиков об открытии малого приграничного движения с Беларусью с их же стороны прилагается максимум скрытых и явных усилий, чтобы этого не произошло. И типичным для правил двойных стандартов стало одновременно договариваться о помощи по вопросам безопасности (того же Евро-2012), и тут же раздувать сомнительные кампании против того, с кем договорился.