https://www.funkybird.ru/policymaker

Власть боится не «оппозиции», а народного гнева

Ужесточение закона о митингах вызвано опасениями, что из-за падения уровня жизни на улицы выйдут все

Почему обыски в квартирах лидеров оппозиции произошли как раз накануне «марша миллионов» 12 июня? Вроде, и день выходной, и в событиях 6 мая они не участвовали. Господствующей в обществе версией сначала было желание власти устранить этих самых лидеров с марша. Ан нет, не так все происходило. Кремлевские чиновники объяснили журналу «Коммерсантъ-Власть», что никто и не думал закручивать гайки, они сами закрутились под стечением обстоятельств.

Действительно, трудно отрицать, что без обысков на марш не вышло бы столько народу. По словам очевидцев, многие люди, пройдясь с маршем, на митинг не оставались, а уходили домой. Наблюдатели объясняют это тем, что они просто хотели продемонстрировать власти, будто не испугались ее.

Сопоставив все события, произошедшее за последние две недели, издание пришло к выводу, что обыски являются личной инициативой руководителя Следственного комитета Александра Бастрыкина, желающего обезопасить себя от угрозы увольнения после скандала с журналистом «Новой газеты», которого он вывез на разборку «в лес».

Скандал получился знатный и привел к отвисанию челюстей даже у привычных ко всему российских обывателей. Реакция была примерно следующей: «Чтобы такой человек да сказал такое!? Ну, дожили, дальше ехать некуда! Вот это да!»

Событие имело место 13 июня, но «нарывало» целую неделю до этого, за которую у Бастрыкина, вероятно, и созрело решение подстраховаться и выбить клин клином — один информационный повод затмить другим, одновременно угодив власти. Смекалка, как говорится, друг чекиста. И, надо отметить, все получилось наилучшим образом. Журналисты предполагают, что если бы «Новая газета» выдвинула свои обвинения сразу после «лесной истории», которая произошла еще в ночь на 5 июня, Бастрыкин, вероятно, был бы, как минимум, уволен.

Но редакция затянула время, и это промедление объяснила необходимостью сначала обеспечить безопасность журналиста Сергея Соколова, получившего угрозы от главы Следственного комитета. А уже после обысков и пикетов у здания СК наказание главы комитета выглядело бы как решение, принятое под давлением оппозиции, чего Владимир Путин очень не любит, объяснили кремлевские чиновники.

Иными словами, у редактора «Новой» Дмитрия Муратова была реальная возможность добиться отставки главы Следственного комитета Александра Бастрыкина, но он ею не воспользовался. Да еще и извинения принял.

А президентская администрация тем временем направила скандал в третье русло, предложив обществу решить головоломку, откуда у Ксении Собчак столько денег в домашнем сейфе и уплатила ли она с них налоги. Ход удачный, ибо что может быть увлекательнее, чем считать деньги в чужом кармане? Это же настоящий праздник духа для обывателей!

Одно только смущает. Сдается нам, что при том количестве официальных долларовых миллионеров и миллиардеров, которое насчитывается в стране, таких богатых квартир с аналогичными или большими залежами наличности в домашних сейфах в Москве — пруд пруди. И добрая часть из них будет с сомнительной налоговой историей. Но свет клином сошелся именно на квартире незадачливой шоу-вумен, имевшей неосторожность что-то там вещать с трибун оппозиционных митингов.

Плакали теперь ее миллион евро и пятьсот тысяч долларов, по крайней мере, на некоторое время, пока их не рассмотрят под налоговым микроскопом. Автор идеи «сместить акцент с дела о беспорядках на тему незаконного обогащения» — управление внутренней политики кремлевской администрации, сказал один из собеседников журнала, комментируя нахождение у Ксении Собчак больших сумм наличных, которые зачем-то проверили еще и на подлинность. Неужели, предполагали, что она их нарисовала? Если неуплата налогов будет доказана, Собчак могут привлечь по статье об уклонении от уплаты налогов с физического лица, грозящей тюрьмой на срок до трех лет. Хотя доказать неуплату налогов будет весьма непросто.

Но вернемся к закручиванию гаек. Оказывается, когда «Единая Россия» в одиночку и с такой поспешностью, словно опаздывала на поезд, протаскивала через Думу нашумевший закон об увеличении штрафов за несанкционированные митинги и беспорядков на них, она боялась не ближайшего «марша миллионов», а протестов в будущем, считает журнал. Ведь на носу уже иной повод для протестов, который затронет всех — повышение тарифов ЖКХ с 1 июля, да и ожидание второй волны мирового финансового кризиса еще никто не отменил. При худшем развитии ситуации, на протесты выйдет уже не только «креативный класс», а все классы вообще, кроме, разумеется, самого верхнего.

Именно по причине последней угрозы в КоАП была внесена и поправка, резко увеличивающая (с 2-2,5 тысяч до 50-100 тысяч рублей) штрафы за «организацию блокирования, а равно активное участие в блокировании транспортных коммуникаций». Любопытно, что в последние годы перекрытие автомагистралей и железных дорог стало едва ли не главным «оружием пролетариата», позволяющим гражданам привлекать внимание властей к своим проблемам.

Именно с помощью перекрытия дороги в 2009 году жителям Пикалево удалось добиться разрешения их конфликта с Дерипаской при помощи самого Путина. Случись такой конфликт сейчас, повторить удачный опыт им бы не удалось, как и никому вообще. Благодаря новому закону Путин больше не приедет.

Кроме того, согласно поправкам, после принятия соответствующих антимитинговых законов в субъектах РФ, что должно произойти до конца 2012 года, все уличные протесты будут загнаны в своеобразные резервации, а протестующие перестанут мозолить глаза чиновникам своими флагами, транспарантами и символикой. Наступит тишь да гладь, по крайней мере, внешняя.