https://www.funkybird.ru/policymaker

12 июня День России: любить по российски

Снова впереди длинные выходные. Целых три дня будем отдыхать. А все потому, что 12 июня страна будет отмечать большой государственный праздник — День России.

На самом деле, в этом году праздник этот будет отмечаться двадцатый раз. Своего рода — юбилей. Двадцать лет, начиная с 1992 года, в российском календаре этот день помечен красным цветом и является официальным выходным. Но ровно столько же времени праздник, который по всем признакам должен приносит радость людям, на самом деле пока так и не получил должного осознания в обществе. Вдумаемся, 12 июня, День России, по сути, день воссоздания национального государства. Да одно это событие должно воодушевлять и радовать. Но ни радости, ни воодушевления в массовом сознании общества нет, что показывают и подтверждают многолетние и многочисленные социологические исследования. Вот и в этом году, как и прежде, в праздничные дни власть и общество будут жить отдельно друг от друга. Государственные структуры натужно продемонстрируют нам праздник, с флагами на улицах, банкетами, награждениями и официальными демонстрациями приближенных к власти партий и общественных организаций. А граждане воспользуются тремя лишними выходными, чтобы посвятить их своим делам.

Ну, и кто скажет, что это нормально, когда главный государственный праздник страны не воспринимается россиянами как таковой. Кстати, в равной степени это относится и к ряду других «новых» праздничных дней. Например, как День народного единства, отмечаемый 4 ноября. Власть так же отмечает его отдельно от общества, верующие православные отмечают параллельно День иконы Казанской Божьей матери, а все остальные находят свои поводы.
Повторю свой вопрос. Нормально ли это для страны, где столько говорится об упадке в обществе патриотических настроений? Безусловно, нет, не нормально. Более того, опасно, а в нынешний период, когда протестные настроения в обществе приняли известные митинговые формы, опасно особенно. Потому что о сплочении общества, об истинном народном единстве пока говорить не приходится. А упомянутые мной праздничные даты не становятся пока инструментами их укрепления.

Почему так происходит? Я могу, в какой степени, согласится с мнением, что тот же праздник День России имеет несколько негативный оттенок с точки зрения истории его создания. Особо отмечаемой датой он стал в 1992 году, после того, как 12 июня 1990 года первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята «Декларация о государственном суверенитете РСФСР». Такое постановление принял Верховный Совет РСФСР. И тогда считали, и сегодня бытует то же мнение, что именно Декларация положила начало распаду Советского Союза, что до сих пор очень болезненно воспринимается россиянами. Возможно, понимая это, избранный, кстати, то же 12 июня, но уже 1991, первый президент России Борис Ельцин в 1998 году предложил переименовать праздник в «День России».

Не спорю, все участника процесса, связанного с рождением праздничной даты — и сама Декларация, и Верховный Совет и первый президент России воспринимаются в обществе, мягко говоря, неоднозначно Но, с другой стороны, прошло двадцать лет, по историческим меркам — целое поколение выросло с той поры. Вся шелуха должна была отсеяться, оставив лишь одно светлое зерно — произошло возрождение государства российского, и начался новый этап его исторического существования. Но этого не произошло. И я думаю, что вина здесь лежит, прежде всего, на российской политической элите.
Двадцать лет отечественные политики всех поколений публично обсуждают события тех лет. Кому-то видится в них позитивный аспект, большинству (может быть, потому что модно) негативный. Безусловно, верно было сказано «у кого нет ностальгии по СССР — у того нет сердца». Но ведь у этой фразы было и продолжение, о котором многие политики забывают: «а у того, кто мечтает о его возрождении — нет разума».

Так не пора ли включать разум, заканчивать споры и приходит к согласию в оценке событий, расставив, наконец, все необходимые политические акценты. Какое может быть у обычных граждан отношение к главному государственному празднику страны, если политическая элита, поднимая в честь праздника Дня России бокалы за официальными банкетными столами на всех этажах власти, в своих комментариях по большей части осуждает события его породившие? Вопрос риторический, потому что ответ на него очевиден. И граждане его уже давно дали, относясь к памятной дате, в основном, как к дополнительному выходному дню. И только.

Рад бы закончить на этом свой комментарий. Но не могу, потому что за всем вышеизложенным стоит очень больная для России проблема: воспитания у граждан чувства патриотизма. Уже достаточно давно, как минимум десятилетие, с различных высоких и не очень трибун говорится о существующей и прогрессирующей моральной деградации нравственных и моральных устоев в обществе, о пренебрежении к культуре и истории нашей страны с великими подвигами предков, основам религии и религиозной культуры и т.д. и т.п. Разрабатывались, как это принято, концепции, принимались программы сегодня чуть ли не уже третья по счёту действует. И что же? По результатам социологических исследований такое понятие, как любовь к Родине, не находится у россиян даже в первой десятке приоритетных духовных ценностей.

Удивляться тут нечему. В философском словаре патриотизм определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины. Но откуда же всему этому появится, если даже главный государственный праздник страны ее граждане воспринимают, по крайней мере, с недоумением.