https://www.funkybird.ru/policymaker

Химическое оружие противников Асада не остановит

Уход сирийского лидера — вопрос решенный, полагает эксперт, и после этого Сирия утонет в крови.

Во всем ближневосточном регионе Сирия оказалась самым крепким, самым упрямым орешком для внешних сил, стремящихся принести в эти консервативные края дух «просвещенной европейской цивилизации». «Сирийская революция» – почти ровесница своей ливийской сестре, но печальный опыт Каддафи, как ни цинично это прозвучит, помог сирийским властям: Дамаск не бомбит натовская авиация, Запад покуда довольствуется «диалогом» и, скрипя зубами, соблюдает политес.

Забавно, конечно, было бы предположить, что европейские лидеры учли и конфуз Саркози, которому активная нелюбовь к Каддафи сильно вышла боком и, в частности, помешала вновь стать президентом. Однако у самой Сирии есть аргумент куда посерьезнее – химическое оружие. Официальный Дамаск, надо сказать, очень вовремя признал наличие его у себя. Это, надо полагать, заметно спутало карты тем стратегам, которые изначально делали ставку на ливийский вариант решения задачи. Дамаск на это ответил невозмутимым «только суньтесь». Намек оказался принят к сведению.

Однако внутренние оппоненты Асада – сирийская оппозиция – не преминули сыграть на этой новости. Повстанцы решили усилить градус возникшей на международном поле нервозности, надавить на ноющий нарыв. «Мы, Свободная сирийская армия, владеем всей информацией о местах складирования химического оружия. Мы, в частности, знаем, что некоторое время назад часть арсенала и оборудования для изготовления оружия была перевезена в аэропорты, расположенные у границ Сирии», – приводит заявление оппозиции канал «Аль-Джазира». Намек прозрачен: что-то не так все просто тут, как говорят люди Асада. Химическое оружие прямо у границ Сирии – каково? Дальше, мол, догадайтесь сами… В общем, это оружие предназначено не для отражения внешней агрессии. Уж явно не только для этого.

Ответ официального Дамаска, понятное дело, ждать себя долго не заставил. «Сирия категорически протестует против подобных попыток и лживых обвинений. Она не может игнорировать подобные заявления в массмедиа, т. к. они исходят от иностранных кругов, которые с самого начала сирийского кризиса выступают за военную интервенцию в Сирию и ранее являлись авторами лживой информации о наличии оружия массового уничтожения в Ираке, ставшей причиной его оккупации и не подтвердившейся впоследствии», – гласит распространенный властями ответ.

Не иначе как Башар Асад не потерял веру в действенность пресловутого плана Аннана (см. Справку KM.RU), раз действует столь нетипично вежливо для военного времени?

В беседе с обозревателем KM.RU известный эксперт по Ближнему Востоку, доцент факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Александр Сотниченко указал на истоки «химического» информационного вброса и дал негативный сценарий развития событий в Сирии:

– Оппозиция всеми своими действиями преследует только одну цель – дискредитация режима Асада и привлечение на свою сторону как можно большего количества сторонников в мировом сообществе. И, разумеется, информация о применении Асадом химического оружия призвана еще больше демонизировать его режим, способствовать применению против него санкций и т. д. В общем, идет работа по созданию негативного образа.

Что касается сирийского химического оружия, то, насколько я понимаю, режим Асада никогда до последнего времени не признавал у себя его наличия – т. е. ситуация тут была как с ядерным оружием у Израиля, который и не отрицал, но и официально не признавал его наличие у себя. Сирийские же власти выступили с официальным заявлением, что располагают химическим оружием, но не будут применять его против восставших, при этом оговорив возможность его применения только в случае внешнего вторжения в Сирию. Но это очевидно и так: когда идет внешнее вторжение, тут вообще все средства защиты хороши.

Не знаю, на какие источники ссылается оппозиция, утверждая о перемещении химического оружия к границам страны: это же не танк, не самолет, его невозможно увидеть с большого расстояния. Хотя у них вполне могут быть информаторы в кругах сирийской армии, и они получили достоверную информацию… Как бы то ни было, я полагаю, что режим Асада боится попадания химического оружия в руки повстанцев. Самое страшное произойдет как раз тогда, когда его запасы станут достоянием нынешней оппозиции – крайне разрозненной, да к тому же включающей в себя большое количество террористических элементов. И скорее можно опасаться применения каких-то запрещенных средств как раз со стороны оппозиции, тем более что они уже неоднократно использовали такие методы борьбы, как, в частности, использование террористов-смертников против своих оппонентов.

– В британской прессе на Россию уже возлагается ответственность за недопущение развития негативного сценария в Сирии: мол, наложили вето – сами виноваты…

– Я думаю, что британцы в принципе хотят возложить ответственность на Россию за любые проблемы в мире, связанные с химическим оружием. Сейчас практически уже в открытую зарубежная пресса, да, в общем, и политические лидеры западных стран возлагают ответственность на Россию и Китай за продолжение конфликта в Сирии, открыто называют нас с китайцами виновными. Вот и сейчас проблема с химическим оружием также используется для давления на нас и Китай. Они не верят, что Асад намерен применять химическое оружие только против внешнего вторжения, но и, разумеется, сам вопрос о внешнем вторжении еще пока стоит на повестке дня (я уверен, что вторжения не будет, но сам вопрос не закрыт). Разумеется, те государства, которые потенциально готовы вторгаться в Сирию, «подстилают соломку», чтобы в случае чего это оружие не было применено против их войск.

– Интересно, насколько еще хватит терпения у самого Асада? Он ведь и правда мог просто взять и уйти.

– Дело в том, что Башар Асад, разумеется, не может просто так взять и уйти, потому что на нем сконцентрировано слишком большое количество связей, как социальных, так и религиозных, общинных и т. д. Если Асад уйдет и пустит ситуацию на самотек – фактически это будет означать начало массовой кровавой резни в Сирии, поскольку повстанцы будут мстить как лично людям, которые его поддерживали, так и их семьям, их религиозным общинам. И нынешняя политическая элита Сирии, понимая такую опасность, не отпускает Асада, который, быть может, и сам был бы уже рад уйти.

Тем не менее, мне все равно кажется, что режим обречен, что жить ему осталось от силы несколько месяцев, и падет он не в результате внешнего вторжения, а только силами подпитываемой из-за рубежа оппозиции. Негативного сценария, к сожалению, никак не избежать. Думаю, это понимают в т. ч. и большинство нынешних сторонников Асада и уже прикидывают на будущее, каким образом вообще можно покинуть страну. Полагаю, что и наш флот, который сейчас идет в Тартус, на базу российского ВМФ, имеет, кроме прочих, и задачу эвакуации большого количества наших граждан, которые находятся в Сирии.

Свержение Асада и приход к власти многоликой оппозиции неминуемо закончится пожаром гражданской войны, которая и без того, по сути, уже идет, но пока сдерживается наличием хоть какой-то центральной власти. Далее предвижу перерастание ситуации в Сирии в абсолютную нестабильность. Фактически она превратится в аналог Сомали, Ирака, Афганистана…