https://www.funkybird.ru/policymaker

Мировая империя как политическая болезнь

Особая роль России в мире, в общей системе мировой геополитики, значение судьбы России для развития всей земной цивилизации давно не подвергается сомнению, хотя многим это и не нравится.

Рассуждая об историческом пути Российского государства, закономерно поставить общую проблему: применим ли к определению этого государства термин «империя», и если да, то для каких исторических периодов? В связи с постепенной утратой геополитических позиций и статуса сверхдержавы Россией с конца ХХ века перед отечественной мыслью особенно остро встает целый ряд более частных и конкретных вопросов. Был ли крах СССР исторически неизбежным? Был ли СССР империей? В чем его отличие от современной западной американской империи? В чем его отличие от старой царской Российской империи? Была ли исторически неизбежной гибель царской Российской империи? Наконец, каково будущее современного Российского государства, возможно ли возрождение новой Российской империи?

Термин «империя» прочно вошел в политическую науку и часто используется без специального уточнения, т.к. считается, что его значение общеизвестно и общепринято. Между тем, на самом деле его значение вовсе не однозначно и не общепринято. А из неясности этой категории вытекают ошибки в политических и исторических рассуждениях об империях и их судьбе. Поэтому, прежде чем отвечать на вопросы о наличии или отсутствии у Российского государства имперского статуса, проанализируем и уточним смысл термина «империя».

Первоначально в Древнем Риме «империя» означала высшую государственную власть, принадлежащую народу. Затем империей стали называть властные полномочия, передаваемые народом Рима государственным должностным лицам. Позднее империей стали именовать все Римское государство, управляемое императором.

В новой европейской истории термин империя используется в двух смыслах: а) как государство абсолютной монархии, б) как государство, имеющее колонии.

Однако, необходимо выделить собственный специфический смысл понятия «империя». В качестве специфического признака империи может быть предложен многонациональный состав, но не всякое многонациональное государство может быть названо империей. Империя подразумевает достаточно большие размеры и серьезный вес государства в мировой геополитике. Многонациональность в свою очередь нуждается в уточнении. В зависимости от характера межнациональных отношений внутри крупного государства, можно выделить три типа многонациональных государств: а) то, в котором одна нация господствует над остальными, угнетает их и имеет монополию на власть и привилегии перед остальными нациями, б) космополитическое объединение, в котором нивелируются национальные различия и нет явного преобладания одной нации над остальными, в) содружество наций, в котором каждый народ имеет равные права и свободы и возможности для сохранения национальной самобытности. Очевидно, что термин империя может быть применен только к первым двум типам многонациональных государств.

Геополитический вес государства также оценивается не абстрактно, а в зависимости от характера его внешней политики, отношения к другим государствам. Термин империя может быть применен к государствам, ведущим откровенно захватническую, агрессивную внешнюю политику, и не применим к государствам миролюбивым, присоединяющим народы лишь по их просьбе и для их же спасения от агрессоров, или ведущим оборонительные войны против агрессивных имперских государств.

При определении сущности империи важна не сама по себе монархическая форма правления, а именно устремленность мощного в геополитическом плане государства к внешней агрессии с целью угнетения других народов и их поглощения. Пределом развития любой империи является мировая империя. Империя — это политическая болезнь государства, вызываемая внутренней несостоятельностью, дефективностью его экономической и политической системы, которую это государство стремится компенсировать внешней агрессией. Для имперского состояния государства характерен гипертрофированный «аппетит», т.е. экономические и потребительские запросы и политические претензии, которые государство стремится реализовать за счет порабощения окружающих стран и народов. Империя выступает как международный экономический и политический паразит, утративший способность к продуктивному творчеству, и компенсирующий эту утрату переходом к паразитической эксплуатации остального мира. Имперское состояние — это раковая болезнь государства, как члена международного сообщества, угрожающее потенциально гибелью всему человечеству. Чем дальше заходит эта болезнь обладающего серьезными геополитическими ресурсами государства, тем актуальнее для всего цивилизованного мира становится ее излечение и тем неизбежнее хирургический метод лечения — военной силой.

Сегодня такой империей, зараженной болезнью мирового господства выступают США. Термин империя в этом смысле ни в коей мере не приложим к России ни на одном из этапов ее многострадальной истории. Напротив, именно Россия как мощная сверхдержава, всегда была главной преградой всех империй, претендующих на мировое господство. Именно Россия сокрушила Татаро-монгольскую империю, затем Наполеновскую, затем фашистскую Германию. Объективно она сегодня является главной надеждой мира на защиту от претензий США на мировое господство, главным противником американской империи и ее союзников.

Россия никогда не была агрессивным государством, а вела лишь оборонительные войны, никогда не имела колоний и не стремилась к ним. Территориальное расширение России осуществлялось естественным путем, а присоединяемые народы не подвергались национальному гнету. Напротив, именно присоединение к России давало им возможность национального самосохранения. Российское государство выступает в истории как особая модель многонационального содружества наций. И именно в этом секрет ее силы. Естественно, существуют различия между царской Россией и СССР, и главная суть их сводится к социально-политической системе. Однако, национальная и внешняя политика этих государств по сути не различались. Хотя, конечно, социализм предоставлял более широкие возможности и более прочную экономическую почву для реализации содружества наций. Разве можно назвать империей СССР, в Конституции которого зафиксировано среди прочих прав, право каждой республики на выход из состава СССР? Разве империя — это государство, проводящее мирную и сугубо оборонительную внешнюю политику? Разве империя — государство, заботящееся о развитии национальных окраин больше, чем о развитии самого центра?

Исторический крах царской России был связан с тем, что внутренние экономические и политические процессы привели страну в состояние неизлечимой болезни. Но этот крах был переходом в новую более эффективную и устойчивую форму сверхдержавы содружества народов, но не империи.

Исторический крах СССР был обусловлен подрывной деятельностью нашего главного геополитического противника и предательским перерождением высшей партийной номенклатуры. Он вовсе не был исторически неизбежным, хотя и стал возможен благодаря внутренним порокам административно-командной модели социализма.

Современная Россия выступает объектом внешней и внутренней разрушительной работы наших геополитических противников по уничтожению ее геополитического потенциала, по разрушению ее именно как содружества наций, как потенциальной преграды США на пути к мировой гегемонии.

Поскольку Россия никогда не была заражена имперской болезнью мирового господства, постольку сегодня речь и не идет о возрождении ее имперского статуса. Речь сегодня идет о сохранении России как сверхдержавы — антипода и оппонента очередному мировому агрессору, как принципиальной альтернативы американской модели глобализации в виде всемирной империи США. Эта альтернатива предполагает свободное объединение наций на началах равенства, взаимопомощи и содружества, подлинного братства народов, которое немыслимо без фундамента справедливой и гуманной экономической системы. Реализация современной Россией своей исторической геополитической роли предполагает, что Россия должна стать лидером антиамериканского союза государств третьего мира, что Россия сумеет восстановить в новой форме союз с бывшими республиками СССР, что Россия сумеет расколоть фронт союзников США. В противном случае в мире не будет реальной силы, способной предотвратить новый американский мировой порядок, в котором процветание «золотого миллиарда» основано на геноциде и сверхэксплуатации остального мира и всех ресурсов планеты для американского стандарта сверхпотребления.