https://www.funkybird.ru/policymaker

Путин поручил МИД «сосватать» Россию Западу

Президент наказал дипломатам работать над улучшением имиджа России в «цивилизованном мире».

Это только так кажется, что мнение Запада для наших власть имущих – пустой звук. Однако ревность – штука коварная, и так просто от нее не откажешься. Если самого простого обывателя (или, говоря политкорректно, налогоплательщика) действительно мало заботит имидж Родины в глазах какого-то там Бена, Джимми, Лауры или Синди, то совсем иначе обстоит дело на вершине властной вертикали.

И оказалось, что слова Владимира Путина в его предвыборной программной статье «Россия в меняющемся мире» о том, что американцы не воспринимают Россию объективно, оказались не холодной констатацией, информацией «к сведению», а эмоцией. И она была донесена адресно до российских дипломатов на совещании в МИД. «Образ России за рубежом формируется не нами, поэтому он часто искажен и не отражает реальную ситуацию… Виноваты мы с вами в том, что мы плохо объясняем свою позицию», – посетовал Владимир Владимирович.

Утверждение, спорное во многих отношениях. Прежде всего: равноправие, как представляется, может существовать на основе взаимности. Можно даже не пытаться вспоминать примеры, когда Вашингтон как-то объяснял России свою позицию, особенно когда то или иное организованное им событие не касалось нашей страны ни напрямую, ни косвенно. Этих примеров не существует. Не считать же таковыми дежурные отписки, формулируемые в стиле «вот вам наша позиция и отвяжитесь»… Что ж, это право суверенного государства – не разжевывать логику своих политических решений. И в Белом доме явно не сильно комплексуют из-за того, что за Атлантическим океаном их как-то не понимают и это может как-то уронить их реноме.

«Нельзя только пассивно наблюдать за происходящими событиями… Нужно активнее влиять на ситуацию там, где напрямую затрагиваются российские интересы, действовать на упреждение», – напутствовал Владимир Путин дипломатов. И вот с этим уже никак не поспоришь. Золотые слова, очень справедливые. Тут-то интересы России и США совпадают полностью. Разве что с реализацией у янки получается заметно лучше. Заточи в тюрьму российский суд американского гражданина, пойманного где-нибудь в Индии и уличенного в наркоторговле, – глядишь, по глади Черного моря уже величественно плавали бы парочка-тройка американских крейсеров, а госсекретарь Хиллари Клинтон, держа в одной руке заключение сената об отмене поправки Джексона-Вэника, а пальцем другой поглаживая кнопку «шредера», говорила бы о несоответствии действий российского правосудия нормам международного права.

Но вот представить Сергея Лаврова в подобной роли очень трудно. Как и американца-наркоторговца в российской Бутырке…

Озвученные президентом РФ на встрече с дипломатами в МИД императивы в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал президент Фонда поддержки военных реформ, заместитель директора Института США и Канады РАН, генерал-майор Павел Золотарев:

– Не слишком ли амбициозные цели преследует Владимир Путин? По силам ли такая задача нашим дипломатам нынче?

– Дело в том, что вопрос формирования положительного имиджа России в мире действительно важный. Другое дело, что называться это может по-разному – «улучшение имиджа страны», «улучшение имиджа руководства». Например, американцы относят работу по поддержке положительного образа США к сфере информационного противоборства, информационных войн и т. д. в том же духе. Но я хотел бы обратить внимание на то, что в Советском Союзе, притом, что было сильное противоборство советской и американской идеологий, работа по формированию в глазах американцев привлекательного образа СССР была поставлена на самом высоком уровне. К этому было очень серьезное принципиальное отношение.

Сегодня же мы, находясь в условиях, когда информационная борьба стала исключительно важным фактором, совершенно упустили это направление работы. И события августа 2008 года показали, чем это в итоге может грозить: ведь до сих пор приходится оправдываться за ту войну, доказывать нашу правоту. Но сфера обеспечения положительного имиджа может быть успешно заполнена делами только в случае принятия адекватных организационных решений и финансирования. Вот Россия начала несколько лет назад реализовывать программу по открытию представительств, аналитических структур в Вашингтоне, открывать какие-то представительства в США, во Франции… Но они же реально ни на что не могут повлиять! Они ограничены в своих возможностях без достаточного уровня финансирования и конкретных целей.

Поэтому озвученная на встрече Владимира Путина с дипломатами задача должна быть подкреплена идейно и финансово. Я бы даже отметил, что это направление нуждается в более приоритетном финансировании, чем даже некоторые программы вооружения. Успешно реализованная информационная задача может оказаться более эффективной, чем тысяча закупленных танков. Стратегически важнее концентрировать основные ресурсы на информационном направлении.

– У нас много чего очень достойно финансируется из бюджета, а толку?..

– Поэтому я и говорю, что одного лишь достойного финансирования здесь мало, должны быть и правильные организационные решения. Если брать аналогию с американцами, то у них есть соответствующие должностные лица и аппаратные структуры в Белом доме и в Пентагоне. Но ведь и у нас можно организовать работу по позиционированию Российской Федерации в информационном пространстве, например, на базе аппаратов Совета Безопасности и МИД. На них можно было бы возложить соответствующие задачи, которые необходимо очень четко сформулировать. На уровне Совбеза решением поставленных задач могли бы заниматься межведомственные комиссии, научный совет. Резюмирую: успешное международное информационное присутствие России достижимо при условии наличия четко сформулированных задач и должного финансирования их решения.

– Владимир Путин еще раз напомнил о намерении добиться отмены виз: с Европой, в идеале – с США. Но как-то странно звучат эти намерения в контексте нарастающей критики Запада в отношении России…

– Вопрос с отменой виз зависит от общего развития взаимоотношений между Россией и Западом, между Россией и США. Если взаимная риторика не станет позитивнее, то, действительно, можно лишь прогнозировать, что такая задача вряд ли будет решена. Наладить безвизовые отношения с Европой нам заведомо легче, все же тут общий экономический фундамент, но в случае с Америкой мы этим похвастаться явно не можем.

– К тому же еще и «закон Магнитского» уже получил одобрение американского парламента и вот-вот будет подписан Обамой. Наши спикеры от власти уже начали хоронить пресловутую «перезагрузку»…

– Да, но ведь речь все же не идет об отмене виз для простых граждан России. Не думаю, что если упомянутый закон будет подписан американским президентом, и если будет существовать какой-то перечень невъездных на территорию США российских чиновников, это как-то качественно повлияет на общую картину. Да и мы не составляем списки нежелательных гостей.

– Пока не составляем, но готовы.

– Ну, в контексте озвученных Путиным пожеланий дипломатам это будет непродуктивное решение…