https://www.funkybird.ru/policymaker

Турция 60 лет стоит у ворот Евросоюза

Европа одной ногой шагнула на историческое перепутье: прием Турции в Евросоюз может стать официальной встречей христианской и мусульманской цивилизаций.

Хотя фактически Старый свет уже заполонен приверженцами ислама. Большинство европейцев относятся к такой перспективе с осторожностью…

В случае, если Турция станет полноправным членом ЕС, финансовые расходы этой страны будут достигать 28 млрд евро в год. Но с учетом численности населения (72 млн) Турция получит самое большое количество голосов в Совете министров и Европарламенте. А к 2025 году, по прогнозам, ее население увеличится до 90 млн. Поэтому две трети «еэсовцев» категорически против «объятий» мощного нового соседа. И со времени вступления Турции в НАТО в1952-м евроинтеграция турков не продвинулась ни на шаг.

Азиатские европейцы

Турки хотят быть в Европе. Но жители Турции голосуют за Евросоюз исключительно ногами — 63% населения уже сейчас готовы переехать в какую-нибудь страну ЕС и работать там. Своя страна в ЕС им не особо нужна. Если в 2005-м за евроинтеграцию выступали 74% опрошенных, то по последним данным таковых всего 47,2%. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган объясняет, что его соотечественники раздражены долгим ожиданием у ворот Европы.

Как же представляют себе предмет своих желаний жители страны, большая часть которой расположена на Азиатском континенте? Опрос среди студентов, самой образованной и элитной группы населения, показал, что о Европе турецкая молодежь имеет весьма смутное представление.

Так, 35,4% образованной и читающей молодежи считает, что в Евросоюз входит США. 25% студентов причисляют американский доллар к европейской валюте, столько же считают, что Европарламент находится в Париже. А 62,3% уверены, что в ЕС входит только 12 стран. Больше всех (75%) хотят уехать в Европу выпускники технических гимназий. Менее склонны покидать родину выпускники мусульманских религиозных школ – только 50%. Именно среди учеников мусульманских школ распространены негативные стереотипы в отношении ЕС. 41% религиозной молодежи считает, что Евросоюз – это мир, в котором мораль не играет никакой роли, а 55% уверены, что их европейские сверстники страдают от разрушения моральных ценностей.

Один из пропагандистов аморального облика европейцев – Бахри Зенджин, главный идеолог Партии счастья. Он высказывает опасения, что если Турция станет членом Евросоюза, то «ЕС запретит ислам». Более того, в своем интервью газете Die Welt он утверждал, что «ЕС основал Папа». По-видимому, турецкий исламист имел ввиду Римский договор 1957 года, который стал основой дальнейшей интеграции Европы.
Показательно, что такая невежественная, на первый взгляд, пропаганда, имеет немалое влияние на религиозную часть населения.

Парадоксально, но человек, который ведет Турцию в ЕС, премьер Эрдоган, сам окончил школу с мусульманским уклоном. Есть в его политической биографии и черная страница: 4 месяца тюрьмы за разжигание религиозной и расовой ненависти. Но Реджеп Тайип Эрдоган изменился и представляет Партию справедливости и развития. Он – новая надежда турецкого модернистского ислама. «Если в обществе верят в свободу мысли и вероисповеданий, нечего бояться этих свобод, – говорит Тайип Эрдоган. – Я хочу жить в стране с самыми широкими свободами». Такое свободомыслие не по душе консервативным исламистам. Хотя это еще очень далеко от признания вины Турции в уничтожении более 2 миллионов армян в начале ХХ века, как того требует Евросоюз.

Противотурецкий айсберг

Главные препятствия на пути Турции в Евросоюз находятся за пределами ее границ.
По европейскому законодательству, для принятия в ЕС новой страны необходимо согласие всех его членов. 1 мая 2004 года членом Евросоюза стала греческая часть острова Кипр, которую Турция не признает как государство. Подчинившись, Анкара подписала таможенное соглашение со всеми членами ЕС. Но премьер-министр Эрдоган объявил, что подписание этого протокола ни в коем случае не означает признание самой Республики Кипр. Таким образом, киприоты законно могли бы блокировать переговоры с Турцией, пока Анкара их не признает. В последний момент кипрскую угрозу отвели британские дипломаты. Они гарантировали дипломатическое признание уже в ходе переговоров.

Менее уступчивой оказалась Австрия. Вена не только потребовала от Анкары безусловного признания Республики Кипр и геноцида армян, но и настаивает на исключении из предварительных положений формулировки, что окончательной целью переговоров является принятие Турции в ЕС. Считая невозможным ее прием, Австрия настаивает на установлении «привилегированного партнерства» с Турцией.

В этой стране проблема продвижения Турции в Европу затрагивает самые болезненные чувства нации. Турцию здесь готовы принять всего 10% граждан. В нынешнем противостоянии с турками австрийцы видят продолжение исторического конфликта с Османской империей. В 1683 году у ворот Вены была наголову разбита армия султана. Это была последняя попытка осман захватить Европу. Все вокруг австрийской столицы напоминает о том сражении. Память о нем настолько неизгладима, что сегодняшние газеты по привычке выходят под заголовками «Осада Вены».

Вместо турок — славянские братья

Хотя формально большинство европейских стран официально выступают за прием Турции в Евросоюз, их население не расположено к объединению с крупным мусульманским государством. Тем более, что большая часть его (в том числе и столица), находятся в Азии. «Нет. Слишком большая, слишком бедная, слишком далеко на востоке и слишком молчит о нарушениях прав человека», – так высказался о европейских перспективах Турции британец из Бирмингема в интервью BBC.

Единственная страна, где более половины населения выступает за союз с Турцией – Венгрия. Турок поддерживают лишь треть французов и немцев. Кроме того, во Франции самая большая в Европе армянская диаспора. И отношения Анкары с Парижем подпортило признание в 2001-м французским парламентом геноцида армян.

Интересно, что Греция, главный соперник Турции, не стремилась блокировать переговоры. Афины решили, что Турция в рамках ЕС будет современнее, сдержаннее и восприимчивее к диалогу. Постепенно меняется отношение к туркам и на Кипре.

Согласно последнему опросу общественного мнения киприоты стали терпимее относиться к вступлению Турции в ЕС — это поддерживает 31% жителей Республики Кипр. 18% считают, что вступление Турции в ЕС на разрешение конфликта не повлияет и лишь 33% считают, что переговоры о вступлении Турции в ЕС окажут негативное влияние на урегулирования ситуации на Кипре.

А вот австрийцы продолжают воплощать амбиции своей давно рухнувшей империи. Дружеские симпатии к хорватам и боснийцам у них остались еще со времен Габсбургов. Да и с непокорными сербами наступило полное взаимопонимание. Как только переговоры по Турции зашли в тупик, Австрия предложила компромиссный вариант: одновременный прием с Турцией Хорватии.

В итоге турки так и стоят за порогом. А вот ухватистые хорваты станут полноправными европейцами уже в в июле 2013-го. В марте этого года лидеры ЕС дали статус кандидата на вступление в союз Сербии. А Босния и Герцеговина станет официальным кандидатом в члены сообщества в 2014-м.