https://www.funkybird.ru/policymaker

Экономическая атака на Иран: прелюдия к агрессии?

Запрет Евросоюза импортировать иранскую нефть наверняка вызовет адекватную реакцию Тегерана. Руководство страны уже предупредило ЕС о подготовке ответных мер. «Мы осуществим наши планы по защите от санкций и дадим ответ на эту злонамеренную политику»,- заявил глава Центрального банка Ирана Махмуд Бахмани. Ответ Брюсселю пообещал дать и министр нефти Ирана Ростам Гасеми. Санкции ЕС навредят лишь самой Европе, поскольку они приведут к росту цен на нефть, сказал он, подчеркнув, что введенное ЕС эмбарго не отразится на иранской нефтяной промышленности – Иран легко найдет замену европейским потребителям. И это действительно так. Нуждающихся в нефти стран много и продавать ее есть кому.

Надо сказать, что Иран был четвертым поставщиком нефти на рынок ЕС и давал Европе примерно 6% от общего импорта этого продукта. Так что последствия введенного эмбарго (с 1 июля ввоз сырой нефти из Ирана на территорию стран ЕС запрещен полностью и наложен также запрет на заключение новых контрактов) будут достаточно болезненными для Европы, и не только для нее. Например, Япония зависела от иранского экспорта углеводородного сырья на 17%, и теперь, в случае присоединения к европейскому эмбарго, Токио будет испытывать серьезные трудности.

Одна их возможных ответных мер Ирана – закрытие Ормузского пролива. Это приостановит поставки нефти из Саудовской Аравии, Бахрейна, Ирака, Катара, Кувейта, ОАЕ, и, естественно, цены на «черное золото» в этом случае резко взлетят. Так что отрицательные последствия запрета ЕС на импорт иранской нефти для самой Европы очевидны. И все же Евросоюз пошел на эту меру, которую поддержала и Южная Корея. Пошел под сильным давлением Вашингтона, который уже приветствовал вступление в силу европейских санкций против Ирана. Они являются важной частью дипломатических мер Запада в отношении атомной программы Ирана, заявил официальный представитель президента США Джей Керни.

Поводом для введения санкций против Ирана стала ядерная программа Тегерана, в которой западные страны видят попытки создать оружие, а не применять на благо энергию «мирного атома». По мнению представителей стран ЕС, Тегеран, лишившись средств от импорта нефти, вынужден будет сокращать инвестиции в развитие своих ядерных программ. Однако вряд ли такое давление будет иметь желательный для Запада эффект.

В ответ на эмбарго Тегеран сообщил о запланированных испытаниях военных ракет и предупредил Запад об опасности возможного удара по иранским ядерным объектам. Высокопоставленный генерал Корпуса стражей исламской революции Амир Али Хаджизаде заявил, что Иран готов к самым серьезным действиям и сможет резко отреагировать на все направленные против него действия. Он напомнил, что в зоне досягаемости иранских ракет находятся военные базы США, в частности, на территории Турции.

Итак, раскручивается новый виток напряженности вокруг Ирана, который может стать прелюдией к давно готовящейся агрессии США против этой страны. Пока идет психологическая и экономическая атака, на которую Тегеран, как видно из приведенных заявлений его руководителей, реагирует достаточно спокойно, демонстрируя уверенность в своих силах и твердое намерение стоять на своей позиции, не сгибаясь перед нажимом Соединенных Штатов.

Надо сказать, что тактика силового давления, часто применявшаяся Вашингтоном, никогда еще не приносила результата. Вспомним, например, эмбарго на импорт нефти из Ирака при Саддаме Хусейне, как средство давления на неугодного Западу диктатора. И, убедившись в тщетности подобных мер, Вашингтон в конце концов вместе с Лондоном пошел по пути прямой агрессии, избрал силовой вариант решения проблемы. Меры, принимаемые Вашингтоном против Северной Кореи, тоже оказались безрезультатными, но на военные действия против Пхеньяна в Вашингтоне не решились, понимая всю опасность подобной авантюры, которая настораживает даже союзников США — Южную Корею и Японию. Так что тактика силового давления себя не оправдала. И все же Запад, и прежде всего США, прибегают к ней вновь, теперь уже по отношению к Ирану.

Москва занимает последовательную и принципиальную позицию в иранской проблеме. Она против введенного Евросоюзом эмбарго на ввоз иранской нефти, хотя рост цен на «черное золото», который, возможно, последует за этой мерой, вроде бы выгоден России. Но Москва оперирует не сиюминутными, а долгосрочными интересами, рассматривает происходящие события как часть общей политики в регионе, с которым Россия непосредственно граничит. И, с этой точки зрения, Москву не может не беспокоить новое обострение ситуации вокруг Ирана, которое неминуемо скажется на ситуации в Закавказье и на Северном Кавказе, особенно, если «нефтяная атака» Запада не даст результата и реальностью станет то, о чем говорят давно эксперты разных стран, имея в виду военную агрессию США.

Москва не раз предупреждала об опасности подобной конфронтации, силовых мер, выступая за мирное решение проблемы. Российское руководство поддерживает намерение Ирана развивать «мирный атом», но в то же время решительно против ядерного вооружения Тегерана. Известно, что в свое время мнимая ядерная угроза со стороны Ирака стала поводом для антииракской истерии и последующей войны против этой страны. Важно не дать сейчас подобный повод Вашингтону, сохраняя выдержку и спокойствие в ответ на эмбарго и другие меры, если они последуют. «Нефтяная» война может легко превратиться в войну реальную, от которой пострадают миллионы людей. И допустить этого нельзя.