https://www.funkybird.ru/policymaker

От вступления России в ВТО выиграет американский бизнес

Тем временем власти РФ решили продемонстрировать «заботу» об аграриях. Но уже поздно.

Приближается время ратификации протокола о присоединении России ко Всемирной торговой организации. Предчувствуя жаркие дебаты по этому поводу и для смягчения антиВТОшных настроений, царящих в Думе, представители партии власти внесли в нижнюю палату парламента пакет законопроектов, направленных, по их заверениям, на минимизацию негативных последствий этого спорного шага.

В частности, аграрному сектору обещаны налоговые льготы и бюджетные вливания. Проблема лишь в том, что за оставшуюся до даты ратификации неделю (4 июля) законопроекты успевают пройти только первое чтение, а потом о них могут попросту забыть, поскольку, по сведениям «Коммерсанта», в планы правительства их реализация вовсе не входит.

А так сама по себе задумка хорошая. Зампред аграрного комитета Надежда Школкина («Единая Россия») сообщила: внесены 9 из 10 подготовленных ее коллегами по партии законопроектов. Они должны защитить сельское хозяйство в первые годы, пока оно не окрепнет для конкурентной борьбы с иностранными производителями.

Прежде всего законопроекты направлены на продление действия налоговых льгот для сельхозпроизводителей. До 2016 года для них предлагается сохранить нулевую ставку налога на прибыль. Эта мера позволит отечественному агропрому экономить примерно 15 млрд руб. в год. «Прибыль у сельхозпроизводителей в основном формируется за счет субсидий. Часть субсидий будет направляться на уплату налога, что лишает смысла весь процесс субсидирования процентных ставок», — говорят авторы закона.

Кроме того, до 2018 года собираются продлить действие нулевой ставки НДС на импорт племенного скота. Ранее, в 2005-2010 гг., эта мера показала свою эффективность, но своя племенная база все еще «может удовлетворить заявки только на 70-75%», говорят авторы, подчеркивая, что присоединение к ВТО требует дальнейшего роста качества поголовья скота.

Субсидии на приобретение инвентаря фермерскими хозяйствами, а также гранты из бюджета будут освобождены от налога на доходы физических лиц. Более того, один из законопроектов предусматривает компенсацию до 35% затрат на модернизацию АПК техникой и оборудованием. Сейчас около 80% кредитной ставки по займам на эти цели компенсируется за счет бюджетов, но «бóльшая часть средств уходит на выплату процентов по кредитам», отмечают разработчики. В результате из-за высокой закредитованности АПК получение льготных кредитов «практически сводится к нулю».

Вводятся и изменения в порядок банкротства сельхозпредприятий. Сейчас на торги может выставляться разрозненное имущество банкрота, а в будущем это будут лишь целые производственные комплексы, чтобы сохранить существующее производство и рабочие места. Заметим, что за последние годы по старой схеме были обанкрочены более 3500 хозяйств.

«Продаются самые ликвидные активы: скот, техника, оборудование. Итог — прекращение деятельности, увеличение заброшенных земель, рост безработицы», — сетуют разработчики законов. После введения этой нормы к участию в торгах за имущество банкротов предлагается допустить региональные и муниципальные власти и повысить размер долга для инициации банкротства до 10 млн руб.

Также для борьбы с пустующими сельхозугодьями предлагается наделить власти регионов правом предоставлять необрабатываемые земельные участки в аренду без торгов. Сейчас в стране таких земель насчитывается 22 млн га.

Разработчики уделили внимание даже местам торговли сельхозпродукцией. До 2015 года все рынки должны быть переведены «в капитальные здания и сооружения», а сроки их переезда или закрытия законопроект предлагает определять региональным и муниципальным властям. Иными словами, есть у них деньги на возведение капитального строения — рынок будет жить, нет — его закроют. Мы теперь в ВТО, поэтому и не пристало нам покупать картошку под открытым небом.

А вот проект закона об установлении критериев определения территорий с неблагоприятными сельхозусловиями не был внесен на рассмотрение парламента, но лишь по регламентным причинам, поскольку не получил отзыва из правительства. Жаль, поскольку такое его принятие позволило бы вывести из-под регулирования ВТО господдержку упомянутых территорий.

Интересно, что именно последняя инициатива рассматривалась министерством сельского хозяйства как здравая. Остальные же проекты получили отрицательные заключения из Белого дома, и рассчитывать на то, что к их принятию там отнесутся благосклонно, было бы наивно.

Парламентарии также потребовали от правительства увеличить финансирование госпрограммы АПК в бюджете 2013 года с нынешних $5 млрд до разрешенных ВТО $9 млрд. Кроме того, по их мнению, следует выделить на ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» 30 млрд руб. Эксперты сомневаются в реальности получения таких сумм из перегруженного социальными обязательствами бюджета. Скорее тот тяготеет к обратным процессам — экономии.

Законопроекты же, даже если и пройдут первое чтение сейчас, ко второму подберутся лишь в сентябре, когда Россия уже будет в ВТО, а, следовательно, мотивация к их принятию исчезнет. При этом интересно, что ни один из законопроектов не предусмотрел никаких мер для защиты отечественного сельскохозяйственного машиностроения.

Тем временем те, кто не сомневается в том, что вступление России в ВТО выгодно кому угодно, кроме собственно нашей с вами страны, получили лишнее тому подтверждение, причем не со стороны каких-то там «экспертов», которых легко обвинить в ангажированности, необъективности и т. д., а от вполне официального лица. Заместитель торгового представителя США Мириам Шапиро в интервью сетевой «Газете.ру» прямо заявила: «Думаю, что присоединение России к ВТО, которое должно произойти этим летом, облегчит компаниям по всему миру экспорт в Россию, и мы ожидаем, что американские компании в т. ч. смогут воспользоваться преимуществами вступления России во Всемирную торговую организацию» (выделено мной. — Прим. авт.). Что, как говорится, и требовалось доказать.