https://www.funkybird.ru/policymaker

На федеральных выборах работа наблюдателей будет парализована

На следующих федеральных выборах работа наблюдателей будет парализована

Законопроект о едином дне голосования, который сейчас находится на стадии утверждения Советом Федерации, содержит нормы «унификации» избирательных участков и участковых избирательных комиссий. Как сообщает газета «Коммерсантъ», будет введено новое правило формирования состава УИК, а также определения границ избирательных участков. И те, и другие будут устанавливаться на пять лет вперед. В законопроекте, на который Совфед наложил «мягкое вето» (он будет рассмотрен согласительной комиссией парламента), предусматривалось, что границы участков и составы УИКов должны быть сформированы не позднее конца апреля 2013 года. Очевидна цель — «отработать» выборы в Госдуму в 2016-м и выборы президента в 2018 годах.

Другая инициатива исходит уже от Центризбиркома: тот предлагает обязать наблюдателей заранее информировать ЦИК о желании присутствовать на выборах. Пока что ЦИК раздумывает над сроком информирования в две недели. Но если учитывать тот факт, что очень многие наблюдатели — это члены комиссий с правом совещательного голоса от тех или иных политических партий, то заявлять о своем желании придется за пять лет.

О том, чем обернется строительство «вертикали избиркомов» для страны, и почему это создает опасность недемократической смены власти корреспонденту «Свободной прессы» рассказал политолог и социолог Дмитрий Орешкин:

— Прежде всего, изменится статус наблюдателей. Потому что под словом «наблюдатель» на самом деле понимается член избирательной комиссии с совещательным голосом — от партии или от кандидата. Теперь получится, что если человек собирается участвовать в работе избиркома, то он должен зафиксировать там свое присутствие за 5 лет до выборов.

Таким образом, убиваются два очень опасных для ЦИКа зайца. Первый — это так называемые «мигрирующие наблюдатели», то есть люди, набравшиеся опыта на выборах, которые ездят по разным городам и, используя свой опыт, пытаются затруднить фальсификации. Теперь этого не получится: члены избиркомов должны зарегистрироваться за 5 лет. И если ты не зафиксировался за 5 лет до выборов, например, в гордуму Касимова, то тебе там нечего делать. Соответственно, из Москвы никто не приедет.

«СП»: — Какие еще трудности ждут потенциальных наблюдателей?

— Тот член избиркома, который зарегистрировался на каком-нибудь участке, становится «прозрачным» в течение 5 лет: есть его адрес, место работы. И если он представляет с точки зрения власти некую угрозу, то эта самая власть может прийти к нему на работу и даже домой, и начать «разговаривать», объяснять, «как себя вести», чтобы не было неприятностей. То есть у власти появляется дополнительное время и механизм, чтобы оказывать давление на избирателей.

«СП»: — Зачем фиксируются границы избирательных участков?

— «Единая Россия» приняла решение свои низовые ячейки привязывать к этим самым границам. Есть конкретная ячейка, и зона ответственности этой ячейки такая же, как у избирательной комиссии. Получается, что член «Единой России» отвечает за работу с этой избирательной комиссией. Есть время, есть инструментарий: можно поговорить с главой муниципального образования, с участковым милиционером, еще с кем-нибудь. То есть на корню рубится дух выборов как соревнования разных политических сил.

«СП»: — С механизмом понятно, но зачем власть это делает в принципе, какова глобальная цель?

— Глобальная цель очевидна: сохранить себя навсегда. Превратить выборы в профанацию, которая дает гарантированный результат в любом случае. Это опасный сигнал для страны, но власть целеустремленно приносит в жертву политическим интересам — то, что они называют стабильностью — механизмы обновления, конкуренции.Или власть меняется в соответствии с требованиями общества, или она не меняется на протяжении долгого времени, но потом меняется так, что все смывает к чертовой матери, как во время наводнения. Они теряют механизм адаптации к происходящим в обществе изменениям. Вернее, они все-таки по-своему «адаптируются»: делают невозможным контроль за фальсификациями на выборах.

О том, почему избирательная система меняется, корреспонденту «СП» рассказал депутат Государственной думы Вадим Соловьев:

— Это попытка власти сохранить себя навсегда. Дело в том, что во многом работа избирательных комиссий обеспечивается школами: там располагаются участки, в комиссии — единый трудовой коллектив учителей. Однако власть столкнулась с тем, что все больше учителей отказываются принимать участие в фальсификациях, стали протестовать против нечестных выборов. Вот и хотят сформировать комиссии из подконтрольных людей. Наберут бюджетников, ветеранов, пенсионеров, бывших чиновников, будут платить им хорошие деньги. И за счет денег будут держать их под контролем, «на крючке». Это будет фактически подкуп.

Сейчас политические партии имеют возможность обновлять избирательные комиссии от выборов к выборам. Для «Единой России» это крайне не выгодно, неприятно. Для них сегодня вопрос контроля за выборами — вопрос нахождения у власти: они не в состоянии уже выиграть демократическим, честным путем, поэтому стремятся сделать такую систему, которая стопроцентно гарантировала бы им нужный результат.

Владимир Путин, когда приходил к нам в Госдуму, однозначно дал понять, что собирается править еще 12 лет. Именно поэтому так меняют избирательную систему.

То же самое с наблюдателями: власть стремится минимизировать возможности гражданского контроля за выборами. Добавим к этому давление на прессу за публикации «не нашедших подтверждения» фактов — и круг, как говорится, замкнулся.

Провал экономических и политических реформ привел к тому, что власть потеряла поддержку избирателей. И теперь пытается удержаться наверху с помощью административного ресурса. То, насколько эти планы будут реализованы, зависит от того, как мы с вами будем сопротивляться. Если на волну протеста и массовых митингов наложатся социально-экономические требования — зарплаты, увольнения, развал системы здравоохранения и образования — то нас ожидают досрочные выборы. Если промолчим — то они проведут выборы «как надо», и нас ждут двенадцать лет Путина.