https://www.funkybird.ru/policymaker

Лишение РПЦ в Австрии статуса юридического лица

Как реакцию на проходящий в настоящее время в Москве процесс над «Pussy Riot» австрийская инициативная группа «Религия — личное дело» инициировала в Вене процесс о лишении Русской Православной церкви им. св. Николая статуса юридического лица.

В качестве основания инициативная группа называет отношения симбиоза между Русской Православной церковью и «усиливающимся национально-консервативным режимом Путина». В качестве примера приводятся государственное давление на религии, находящиеся в традиционном и теологическом конфликте с РПЦ, а также давление на гомосексуалистов, указывается на странные «возвращения» недвижимости католиков и протестантов РПЦ и напоминает о введенном Путиным с осени обязательном религиозном обучении. Дальнейшими доказательствами симбиоза государства и церкви могут являться агитация за Владимира Путина, которую озвучил в феврале патриарх Кирилл, а также его полная поддержка режима, который он назвал «божественным чудом».

Процесс над панк-группой «Pussy Riot», которая в феврале 2012 года провела панк-молебен против Владимира Путина в московском храме Христа Спасителя, является ещё одним доказательством тесного сближения репрессивного путинского режима и РПЦ, — говорит член правления инициативной группы Эйтан Райф:

«Мария Алёхина, Екатерина Самуцевич и Надежда Толоконникова стоят перед судом не только за то, что они решились критиковать Путина, но и за то, что они наглядно показали церковь такой, какая она есть: как беспринципную, властолюбивую и совсем не святую сообщницу Путина».

В поддержке репрессивных режимов, таких как белорусского диктатора Александра Лукашенко или сирийского правителя Башара аль-Асада, а также в «ультраконсервативных и часто гомофобских и антидемократических высказываниях» русской материнской церкви инициативная группа видит основания для лишения австрийского филиала религиозной общины статуса юридического лица. Это возможно на основании поправок к Федеральному Закону о правовом статусе религиозных конфессий (BekGG 1998) в том случае, если согласно § 5 нарушаются «защита общественного порядка, здоровье, мораль, права и свободы других лиц». Так как церковь, по мнению Инициативы «Религия — личное дело», не ведёт независимое существование и по собственным признаниям тесно связана с материнской церковью, категорически исключается то, что Русская Православная церковь могла бы быть позитивно настроенной по отношению к государству и обществу. Вытекающие из этого статуса привилегии, которые даются религиозной конфессии в Австрии как юридическому лицу, являются поэтому незаконными:

«Русская Православная церковь несёт большую долю ответственности за нарушения свободы прессы, мнений и религиозного вероисповедания в России. На этом основании, и в особенности с учётом возможностей по влиянию в области религиозного преподавания и его государственного финансирования, становится непонятно, почему такая очевидно антиконституционная, полностью зависимая организация владеет привилегированным статусом признанной законом церкви».

Вероятность лишения Русской Православной церкви статуса юридического лица Райф находит «реалистичным». Отказ нынешнего министра Клаудии Шмид лишить РПЦ статуса юридического лица может «довести и без того шаткое положение австрийской системы законного признания мировоззрений до абсурда, легитимировать антиконституционные элементы и сделать республику ответственной за нарушения прав человека в России», — говорится в заявлении инициативной группы.

Правозащитная организация Эмнести Интернешнл (Amnesty International) считает трёх арестованных женщин, две из которых имеют маленьких детей, политическими заключёнными и уже много недель требует их освобождения. Русский эксперт организации Питер Франк не ожидает справедливого рассмотрения дела:

«Несоразмерным является то, что женщины уже четыре месяца находятся в предварительном заключении по подозрению в совершении преступления, которое может быть признано нарушением общественного порядка. […] То обстоятельство, что следственные органы обвинили их в хулиганстве, за которое женщинам грозит до семи лет лишения свободы, позволяет опасаться, что это должен быть показательный случай. Независимый суд мог бы положить этому конец.»

Ещё в конце июня 2012 года московский суд решил оставить женщин под стражей на следующие полгода, по крайней мере, до 12 января 2013. Многочисленные иностранные деятели культуры и группы, такие как Стинг, Франц Фердинанд, Джо Коккер и Кейт Нэш требуют освобождения женщин и уважения фундаментальных прав на свободу выражения мнений. Протестуют даже депутаты немецкого Бундестага. Назначенное следствие общей длительностью в десять месяцев несоизмеримо с обвинением против трёх женщин и приводит к чрезмерным страданиям их семей и детей, — заявил уполномоченный по правам человека Федерального правительства Маркус Лёнинг (СвДП).

Между тем, Владимир Путин потребовал «не очень строгого» наказания группе, однако заметил, что он надеется, что женщины усвоили урок. Представитель Русской Православной церкви Всеволод Чаплин заявил: «Бог не простит любые грехи, за которые не будет покаяния […] это антихристианская идея, считать, что Бог всё прощает». Церковь не может повлиять на решение суда.