https://www.funkybird.ru/policymaker

«С ваххабитами лучше всего разговаривать через прицел автомата»

Владислав Сурков в соответствии с новыми распоряжениями Дмитрия Медведева вернулся к кураторству работы с религиозными организациями, которым занимался, будучи заместителем руководителя администрации президента России.

Эту новость положительно оценили представители всех традиционных конфессий. По мнению руководителя Центра географии религий, который действует при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ Романа Силантьева, этот факт говорит о том, что государство, возможно, усилит работу с религиозными организациями. И дело тут не только в «панк-молебнах» и других нападках на Православную Церковь. По мнению эксперта, раскол в мусульманском мире, который провоцируют доморощенные ваххабиты, представляет для России более серьезную угрозу, чем вся болотная оппозиция вместе взятая. О том, что значит назначение Суркова, как в России будут бороться с ваххабитами и почему не стоит верить некоторым лидерам мусульманских общин, которые готовы простить «Pussy Riot», Роман Силантьев рассказал корреспонденту Накануне.RU.

Вопрос: Сегодня появились сообщения о том, что вице-премьеру российского правительства Владиславу Суркову поручено курировать в Правительстве вопросы взаимодействия с религиозными организациями. Как Вы относитесь к этому назначению?

Роман Силантьев: Это совершенно естественное назначение, поскольку Владислав Сурков долго курировал церковно-государственные отношения, работая в администрации президента России. Насколько я знаю, представители ведущих религиозных конфессий положительно отзываются о его назначении. И я разделяю эти отзывы. Единственное, что мне пока неясно, так это то, что у нас церковно-государственные отношения во многом определяет администрация президента, а не аппарат правительства, так что, мне интересно, в каком формате все это будет происходить. Сурков фигура весьма сильная и самодостаточная. Раньше в правительстве не было людей такого уровня, и как теперь будут решаться эти вопросы, и кто будет ключевой фигурой в государственно-религиозных отношениях, вот в чем весь вопрос…

Вопрос: А кто курирует это направление сейчас в администрации президента?

Роман Силантьев: Этот вопрос находится в ведении Вячеслава Володина. Кстати, надо отметить, что за последние несколько лет, число специалистов по этой тематике значительно выросло, и в Кремле даже был создан специальный департамент, который возглавил Илья Баринов. Вероятно, это было сделано неспроста, и государство уделяет этой сфере такое большое внимание, потому это становится очень важной темой, особенно на фоне того раскола в мусульманской общине России, который мы наблюдаем сегодня.

Вопрос: Вы имеете в виду террористическую атаку на муфтиев в Татарстане, которые открыто боролись с ваххабитами?

Роман Силантьев: Да, ваххабиты представляют собой довольно серьезную угрозу стабильности нашей страны. Именно ваххабиты, а не «болотные оппозиционеры» являются главными врагами действующей власти. И они ставят своей целью ее уничтожение.

Вопрос: Но ведь традиционалистов в исламе гораздо больше, неужели кучка фанатиков может «раскачать лодку»?

Роман Силантьев: Конечно, традиционалистов больше. Но, как мне кажется, один вооруженный бандит, представляет собой угрозу гораздо большую, чем десять мирных верующих, так что, тут дело не в соотношении «традиционалистов» и «ваххабитов», а в том, что мы имеем дело с вооруженными фанатиками.

Вопрос: Откуда они взялись в России? Что к этому привело, ошибки нынешних властей или близорукая политика в начале девяностых, когда никто не следил, откуда приезжают проповедники и к чему они призывают народ?

Роман Силантьев: Конечно же, это наследие девяностых годов, но будем справедливы — государству в 1993-1994 гг. было не до ваххабитов. Там решались вопросы о конфигурации власти и сохранении мира в стране, и тем, кто такие ваххабиты, никто из представителей власти не интересовался. Впервые эта проблема встала после нападения боевиков на Дагестан в 1999 году. После этого все заговорили о них и говорят по сей день.

Вопрос: В свое время в Чечне шла настоящая охота на ваххабитов…

Роман Силантьев: В Чечне Рамзан Кадыров с ваххабитами не церемонился и взял курс на физическое уничтожение банд. Можно по-разному к этому относиться, но факты говорят сами за себя. Мы не слышим о том, что в Чечне убивают муфтиев, и что там происходят теракты. Такие сообщения поступают в основном из Дагестана и соседних с Чечней республиках Северного Кавказа.

Вопрос: Можно ли бороться с ваххабитами другими способами? Может быть, эти люди нуждаются в какой-то психологической помощи, может быть, их можно переориентировать, перевоспитать, сделать из них нормальных мусульман, как советуют некоторые?

Роман Силантьев: Нет, ваххабит, чем он мертвее, тем лучше. Можно потом написать диссертацию или научную работу о том, как он стал ваххабитом, что его привлекло, как он встал на этот путь, как дошел до такой жизни. Можно опросить его родственников и знакомых и написать целый труд, но с живым ваххабитом лучше разговаривать через прицел автомата!

Вопрос: Но ведь есть какие-то авторитетные мусульманские проповедники, которые могли бы объяснить, что ваххабизм — это еретическое учение…

Роман Силантьев: Именно авторитетные мусульманские ученые традиционалисты и советуют рассматривать ваххабитов через прицел автомата! А пособники бандитов, как раз напротив, утверждают, что с ними надо разговаривать и прислушиваться к их мнению.

Вопрос: Бандподполье в Дагестане или Ингушетии уже не воспринимается обывателем как что-то невероятное. Но недавний ролик в интернете, где человек по имени Мухамед представляется лидером «муджахедов» Татарстана, берет на себя ответственность за стрельбу и взрывы в Казани, а потом и вовсе призывает всех муфтиев соблюдать чистый шариат и становиться ваххабитами, встревожил многих. Неужели в татарских лесах тоже прячутся сторонники джихада?

Роман Силантьев: В лесах Татарстана вряд ли много ваххабитов, а вот в Дагестане.. да они там всегда сидели. Просто не всегда ролики записывали, а так вообще они в лесах отдыхают, а живут в городах и селах между простыми людьми. У них даже нет разделения по времени суток, они и днем, и ночью бандиты-ваххабиты. Те, кто поумнее, об этом на улицах не кричат.

Вопрос: Может ли судебный процесс по делу скандальной группой «Pussy Riot» вызвать дополнительную агрессию ваххабитов по отношению к мирным жителям России?

Роман Силантьев: Думаю, что если бы, не дай Бог, ваххабиты захватили власть в России, то они поставили бы к стенке как «Pussy Riot», как тех, кто поддерживает группу, так и тех кто эту группу судит в прямом и переносном смысле. Думаю, для них это не является какой-то проблемой морального выбора. Это не те люди, которые будут разбираться в тонкостях.

Вопрос: Тем удивительней реакция лидера мусульманской общины Вологодской области Наиля Мустафина, который заявил, что случае «панк-молебна» в мечети девушек «отпустили бы с Богом»…

Роман Силантьев: Вряд ли следует всерьез воспринимать слова человека, который в свое время составлял списки врагов ислама, и тот факт, что в прессу попали слова человека, возглавляющего не самую многочисленную общину, а Вологодская область — ну совсем не мусульманский регион, говорит сам за себя. Нельзя выдавать слова лидера маленькой общины за мнение всех мусульман России. Думаю, властям Вологодской области следует более внимательно следить за деятельностью этого человека. Он фигурант многих скандалов.