https://www.funkybird.ru/policymaker

Зачем Атомфлоту закон об администрации Северного морского пути

Затем, что кроме самой России, этот закон, в первую очередь, нужен двум российским организациям — Совкомфлоту и Атомфлоту. Этот последний, отвечающий за наш атомный ледокольный флот, надеется к 2018 году выйти на самоокупаемость и рассчитывает, что немаловажный вклад в это внесет проект «Ямал-СПГ» и недавно принятый закон о Северном морском пути.

Напомним, полностью этот закон, подписанный Президентом России 28 июля и опубликованный 30 июля текущего года, называется так: Федеральный закон № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути». Он вступит в силу через 180 дней после его официального опубликования.

«В окияне-море» во всех прежних публикациях именовал его просто «законом о Северном морском пути». Формулировка, вынесенная нами в заголовок принадлежит руководителю московского представительства Атомфлота Станиславу Головинскому. Как говорится, у кого что болит.

Круглый стол на тему: «От «Арктики» до наших дней: что ждет атомный ледокольный флот?» прошёл сегодня в Северо-Западном региональном медиацентре РИА Новости в Санкт-Петербурге. На нём присутствовали девять приглашённых, в том числе, капитаны атомного ледокола «Арктика», ведущий конструктор ЦКБ «Айсберг», заслуженный конструктор РФ Евгений Широков. Но бенефициантом был, конечно Головинский. Капитаны говорили о своём, действительно, замечательном ледоколе, а Головинский начал с того, что рассказал о победе над Минтрансом, которую удалось одержать Совкомфлоту и Атомфлоту:

— В законе отдельно прописаны государственные функции для администрации Севморпути, и хозяйственные функции, которые будут выполнять два договаривающихся хозяйствующих субъекта. Например, администрация будет давать разрешение на вход на трассу СМП какому-то судну, а уже сам атомный ледокольный флот будет договариваться о проводке непосредственно с той компанией, желающей провезти груз по Севморпути.

В первоначальном проекте закона об СМП, который, с подачи Минтранса, внесло в Госдуму Правительство России, администрация СМП наделялась и государственными, и хозяйственными функциями. В частности, она должна была аккумулировать различные сборы на СМП.

Головинский откровенно сказал, что Атомфлот, пожалуй, как никто другой, был заинтересован в том, чтобы закон об СМП был принят. Не только потому, что удалось поставить на правильное место администрацию Севморпути. По его словам, в российской Арктике, особенно на трассах торгового мореплавания, попросту не хватало хоть какой-то законодательной упорядоченности.

Самые большие надежды Атомфлота связаны с проектом «Ямал-СПГ». Проект НОВАТЭКа по освоению Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения и созданию морского порта в Сабетте (вахтовом поселке в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа на восточном берегу Обской губы) может обеспечить к двадцатым годам текущего столетия грузопоток на трассах СМП около 15 миллионов тонн. Правда, НОВАТЭК уже объявил о создании собственного флота газовозов усиленного ледового класса, которые смогут самостоятельно двигаться во льдах. Однако у Головинского был приготовлен однозначный комментарий:

-Те газовозы, которые планирует построить НОВАТЭК, будут осуществлять коммерческие перевозки со скоростью два узла. У нас с «Норильским Никелем» заключен трехлетний контракт на прокладку канала на Енисее для обеспечения коммерческой скорости, 12-13 узлов. Без атомных ледоколов её достичь не возможно.

На сегодняшний день у Атомфлота два источника финансирования: субсидия из федерального бюджета и собственный доход. Чтобы прокормить 1300 моряков и 700 человек береговой службы, предприятие должно выйти на самоокупаемость к 2018 году.

-Если в 2008-09 годах мы получали субсидию 1,8 миллиардов, то сегодня получаем и в ближайшие три года будем получать 1,264 миллиарда. Как вы понимаете, деньги есть куда девать — это пенсионеры, школьники и прочие социальные проблемы. И в общем-то, у нас стоит задача к 2018 году полностью отказаться от субсидирования за счет федерального бюджета и зарабатывать деньги самим. Мы увеличили коммерческую выручку с 2009 года по состоянию на 2011-й год с 985 миллионов рублей до 1,9 миллиарда рублей. В этом году, я думаю, мы ещё увеличим доходы, -сообщил Головинский.

Отдельный разговор- строительство нового атомохода ЛК-60Я, проект 22220. Уже на следующей неделе ФГУП «Атомфлот» подпишет с ООО «Балтийский завод — судостроение» договор на постройку двухосадочного ледокола, который должен быть заложен на Балтзаводе в 2013 году, а сдан в Мурманске не позднее 3 декабря 2017 года. Дата выбрана не случайно: 3 декабря 1959 года в строй вступил первенец атомного ледокольного флота «Ленин».

Пока и конструкторы, и строители говорят о проекте мало, о проблемах — вообще, ничего. Но подчеркивают, что ЛК-60Я будет шире, длиннее и мощнее существующих ныне атомоходов, а главное, будет обладать специальной балластной системой, которая позволит ему менять осадку с 8,5 метров до 11 и обратно. Проект этот, по словам Головинского, рассчитан прежде всего для работы в Сабетте. Всего должно быть построено три таких ледокола.