https://www.funkybird.ru/policymaker

Левада-центр: репрессии усилили протест

Несмотря на «летнее затишье», градус протестных настроений в стране растет. Причем сказываются на недовольстве россиян не только экономические проблемы. Общество реагирует и на репрессивные действия властей. Социологи прогнозируют, что осенью недовольных станет только больше. Однако оппозиция сталкивается со сложными вопросами: как мобилизовать широкие массы людей, какие требования к власти станут для них объединяющими?

Всего за месяц количество поддерживающих акции протеста россиян увеличилось с 37% до 42%. Также до 19% увеличилось число тех, кто готов принять участие в митингах и протестах. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного Левада-центром в конце июля. Что интересно, вдвое снизилась доля сомневающихся граждан: в марте не могли точно ответить на вопрос 14% респондентов, а в июле таких оказалось всего 7%.

Только 24% граждан считают, что протест пойдет на спад, тогда как еще в апреле таких было почти в 2 раза больше — 44%.

Не верят граждане и в то, что лидеров оппозиции и участников митингов справедливо преследуют по уголовным или административным статьям: 33% опрошенных уверены, что дела возбуждаются по надуманным или сфальсифицированным основаниям с целью запугать «несогласных» и устранить их с политической арены.

Прокомментировать результаты опроса мы попросили замдиректора Левада-центра Алексея Гражданкина. Он рассказал, что спровоцировало рост протестных настроений, почему осенью на митинги может выйти гораздо больше людей, и в чем главная ошибка лидеров оппозиции.

«СП»: — С чем связано увеличение протестных настроений?

— Принятие ряда репрессивных законов спровоцировало у части населения ответную реакцию. Отказ от политики сближения с гражданским обществом, о котором было объявлено в начале этого года тогда еще президентом Дмитрием Медведевым, вызвал раздражение наиболее активной части населения.

Другая составляющая увеличения числа протестно настроенных – это то, что россияне уже почувствовали на себе последствия июльского повышения тарифов. Продолжают нарастать традиционные претензии к правительству: рост цен, несоответствие ценам уровня доходов населения.

«СП»: — Сейчас лето. И деловая, и политическая активность минимальны, но протест все равно растет. Чего нам ждать осенью, когда начнется новый политический сезон?

— Разъезжаются в основном люди, которые живут в крупных городах, с неплохим уровнем дохода. Это – далеко не основная часть населения. В основном люди остаются дома, наедине со своими проблемами, оплатой счетов, походами в магазин… То есть рассеянное недовольство, которое зреет в массах, в течение лета продолжит нарастать. Может сработать и природный фактор. Если лето будет таким же невыносимо жарким, то это только усугубит ситуацию. В свое время именно жара и пожары в Подмосковье помогли «свалить» Юрия Лужкова, которому поставили в вину то, что ситуация стала катастрофической. Ведь людей волнует не столько коррупция (это «не наши деньги воруют, а государственные»), сколько то, что происходит вокруг них и касается напрямую.

К сентябрю массовый «путинский» избиратель уже может быть «разогрет» и негативно сориентирован по отношению к власти. Другое дело, что в этой среде по-настоящему «буйных» мало, и на акции протеста они вряд ли выйдут самостоятельно.

«СП»: — То есть, именно от мобилизующих своих сограждан людей будет зависеть, увеличится ли число участников митингов и акций протеста?

— Да, именно от тех людей, которые как раз разъехались по отпускам на лето. Растущий протестный потенциал они пока никак не используют из-за своих отпускных планов. Да и вообще, мы наблюдаем уже последние полгода, что люди, которые выходят на гражданские митинги, в основном защищают свои собственные интересы, а не интересы широких слоев населения.

Если лидеры оппозиции правильно сформулируют интересы россиян, то мы увидим на митингах куда больше людей. Они смогут подключить к протесту широкие слои общества. Если же останутся при своих терминах и проблемах, то дальше с ними с помощью обновленного законодательства разобраться можно будет очень эффективно. К тому же власть вбивает клин между двумя неравными частями общества — теми, кто ее поддерживает и кто выступает против. Со «своим народом» власть общается на понятном народу языке. Чего не скажешь о борцах за гражданские свободы.

«Свободная пресса» поинтересовалась у политолога и социолога Дмитрия Орешкина, существуют ли способы мобилизации протестных настроений. Он рассказал, что сейчас нет единой идеи, которая вывела бы на улицы всех недовольных людей. Но эксперт прогнозирует, что в каждом городе будет формироваться свой, локальный протест. Какие формы он примет – неизвестно.

— Сейчас сложно сформулировать позитивный лозунг. Консолидация общества на данном этапе происходит за счет неприятия каких-то параметров. Тот же лозунг «За честные выборы!» — это неприятие выборов нечестных.

Мы в начале пути. И люди предъявляют власти качественно новый набор требований: раньше это были требования, связанные с зарплатами, с восстановлением советской системы ценностей – «подняться с колен», вернуть сильное государство, избавиться от хаоса 90-х. Эта программа выполнена, а общество – не удовлетворено. А новый запрос только создается.

Протест концентрируется в крупных городах: в том же Санкт-Петербурге людей на митинг выходит уже в разы меньше, чем в Москве, а в какой-нибудь Перми протестующих меньше уже на порядки. Но люди выходят не из-за того, что им мало платят, люди говорят о несменяемости власти, требуют, чтобы к их мнению прислушивались.

Это негативная повестка дня. А позитивную общество, как мне кажется, сформулировать пока еще не готово. Тот же Навальный: он борется с коррупцией, но он не предлагает каких-то реальных политических решений. Он один из лидеров протеста, но не автор прогрессивного программного пункта.

Протест будет менять свое качество, и массовые выходы на митинги сменит что-то другое. В конкретных городах люди будут требовать решения конкретных ситуаций: где-то это экологические проблемы, где-то – беспредел силовиков. Как свести это все в единую по всей стране программу ценностей, я не представляю. Разные люди хотят от власти разного. Так что нужно подождать, переварить протест.