https://www.funkybird.ru/policymaker

Интеллектуальная нищета позитивных воззрений оппозиции

Опубликованная в «Известиях» статья Путина «Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить» оставляет двойственное чувство.

Путин абсолютно справедливо отвечает людям и политическим силам, которые сегодня стоят за «оранжевыми» — «…Сегодня говорят о разных формах обновления политического процесса. Но о чем предлагается договариваться? О том, как устроить власть? Передать ее «лучшим людям»? А дальше-то что? Что делать-то будем?

Меня тревожит, что у нас практически не происходит обсуждения того, что надо делать за рамками выборов, после выборов…»

Путин совершенно точно указывает на ключевой порок сегодняшних революционеров — отсутствие не только позитивной программы, ориентированной на послевыборную жизнь, но и отсутствие у них желания обсуждать эту позитивную программу. Интеллектуальная нищета позитивных воззрений Навального, высказанных им в интервью Акунина, полное и гробовое молчание остальных оппозиционеров на эту тему лишь подтверждает правоту слов Путина.

Однако и сам Путин строит всю статью по принципу — «Жили плохо — живём лучше — будем жить совсем хорошо». Он перечисляет достижения, указывает на несомненную положительную динамику, но ответив нескольким тысячам «революционеров», оставляет без ответа миллионы людей, которые были вынуждены протестовать. Их недовольство вызвано массой причин и реальных проблем — и вот как раз этим проблемам Путин уделил ровно один короткий абзац «…У нас не решено еще много задач. Возникают и новые сложные проблемы, но мы в состоянии обернуть их себе во благо, на пользу России…»

Какие новые и насколько сложные проблемы? Тишина и молчание, за которым лишь следует приглашение к диалогу: «…В ближайшие недели намерен представить на общественное обсуждение более конкретные соображения на этот счет…»

Именно это и является ошибкой. Уже нет времени для «общественных обсуждений». Путин обязан выдвигать не проект предложений, которые будут дорабатываться, а чёткий план, который либо будет принят обществом, либо нет.

На самом деле такая постановка Путиным вопроса — плохой знак. Это говорит о том, что Путин оказался совершенно не готов к новым вызовам, он до сих пор не сформулировал новые опасности, новые вызовы — и за его предложением «обсудить» кроется непонимание — чего хотят все эти люди. Это говорит о том, что выстроенная им «пирамида власти» оказалась полностью ущербной в плане обратной связи. Управляющие не понимают процессов в управляемой ими системе — что может быть хуже для планирования будущего. Как раз создание системы обратной связи и добиваются миллионы протестующих — она является возможностью донести до власти свои требования, желания и надежды. Понимает ли это власть? Из статьи этого не следует. В этом и проблема.