https://www.funkybird.ru/policymaker

Российский демократический посыл Сирии

Русские много говорят о йеменском решении сирийской проблемы, не вдаваясь в излишние подробности. Министр иностранных дел Сергей Лавров даже сказал об этом публично, в два раза менее чем за неделю, впечатляющая беспроигрышная сделка между йеменским президентом Али Абдаллы Салеха и его противниками.

Источники близкие к Москве говорят, что «российская инициатива» будет объявлена по отношению Сирии к концу января и будет смоделирована по йеменскому образцу. Инициатива, по-видимому, будет детищем американцев и русских, но это будет «упаковано» и подано как «русский продукт» от А до Я. Соединенные Штаты не хотят вмешивается непосредственно в сирийские дела на микро-уровне, так как они слишком заняты президентскими выборами 2012 года и боятся, что какая-либо прямая поддержка со стороны США может нанести ущерб «сирийским улицам» (прим. пер. -так в тексте).

Вашингтон, по-видимому, и большая часть Европейского Союза, дали русским карт-бланш, чтобы придумать решение для Сирии, в координации с Лигой арабских государств. Россия будет тем самым гарантировать, что американские интересы в Сирии будут сохранены, по отношению к Сирии в отношениях с негосударственными игроками, такими как Хезболла в Ливане и ХАМАС в Газе, а также свои обязательства по мирному процессу. Они (русские) знают сирийскую сцену изнутри, в конце концов, больше, чем американцы или европейцы, благодаря 50 годам ежедневного практического контакта с сирийскими должностными лицами. Они знают, кто имеет значение на сирийской сцене и может нажать на правильные кнопки.

У них также много поставлено на карту и есть большая заинтересованность в положении конца тупиковой ситуации в Сирии, так как она (прим. пер. — Россия) защищает свои интересы на Ближнем Востоке. Если сирийский режим падает, россияне уверены, что то же самое произойдет с их влияние в арабском мире. Для того, чтобы эта инициатива увидела свет, россиянам нужно нечто осязаемое в руках, чтобы защититься от критики сирийского правительства и доказать, что Россия может участвовать в сирийских делах. Тем не менее, они добились незначительного прогресса на сегодняшний день, помимо слабой политической партии, которая не смогла предложить чего-либо привлекательного для сирийских активистов, сытых по горло 48 годами правления партии Баас (Ba’ath).

Насилие и убийства продолжились, так как волнение вспыхнуло в начале прошлого года, поскольку Баас не желает отдавать и даже делить власть. Россия впечатлена тем, как вещи развиваются внутри Сирии. Серьезное недовольство России может объяснить, почему вдруг сирийцы, как представляется, в спешке, устанавливают три важные даты в течение следующих четырех недель, которые направлены на удовлетворение требований России.

Сообщается, что русские попросили о трех вещах, прежде чем с изложить их инициативу по Сирии:

1. Новая конституция, которая покончила с монополией партии Баас.

2. Партийный конгресс Баас, чтобы заложить политическую основу для «пост-Баасской» Сирии.

3. Кабинет национального единства, который включает в себя тяжеловесов из сирийской оппозиции.

Новая конституция, как сообщается, будет готова к середине февраля, а статья 8 -, которая обозначает партию Баас как «лидера государства и общества» — будет упразднена. Съезд партии Баас пройдет в первую неделю февраля. Переговоры с Координационным Советом уже ведутся, оппозиционной коалицией, которую возглавляет ветеран оппозиционного движения Хасан Абдул-Азим, чтобы принять участие в новом правительстве.

Кабинета, конечно же, должен возглавляться членом оппозиции, а не партии БААС, как обычно происходило с 1963 года. Это может увидеть свет, говорят СМИ, до конца января.

Новая конституция, по сообщениям изменит механизм того, как избирается премьер-министр. С 1973 года каждого премьера непосредственно назначал и отклонял — президент. У него была обширная исполнительная власть, но никакого политического влияния. Это будет изменено, и новый премьер-министр будет назван зависимости от того, какая партия выигрывает большинство в парламенте — как это было до того как баасисты пришли к власти в 1963 году. Он/она будет ответственен перед палатой депутатов, которая может назначать или увольнять премьер-министра по собственному желанию, не прибегая к президенту. Кроме того, некоторые полномочия президента будут сокращены и переданы премьер-министру. Что является еще одним пожеланием российской стороны.

Среди других изменений в новый главный закон заметны те, которые покончат с властью региональных команд (Regional Command) назначать кандидатов в президенты.

С этого времени кандидату в президенты понадобится номинация от 20% членов парламента (что означает 50 из 250 депутатов). Не менее двух кандидатов должны участвовать в президентских выборах. Пока неясно, но то, что срок президентских полномочий будет изменен, хотя независимые и оппозиционные деятели настаивают на пяти годах, а не семь как сейчас, президентский срок может быть возобновлен только один раз, а не неограниченное количество раз как сейчас.

Новая система, по идее, будет парламентской демократией, и заложит основы сирийской политики на предстоящий период — возможно, ведя к президентским выборам в 2012-2013 годах. Если эти изменения материализуются и не будут прерваны сторонниками жесткой линии, несколько деятелей оппозиции, возможно, согласятся присоединиться к кабинету — если такое движение представлен как часть всестороннего «пакета демократии», на котором есть отпечатки пальцев России, и гарантии, на всем протяжении этого процесса.

Они будут рисковать своими именами и карьерами, но реальный демократический исход будет стоить этого. Они должны получить надежные гарантии, что государство будет преобразовано резко, на самом деле, до неузнаваемости, от полицейского государства к демократии, где есть свобода слова, поведение и собраний, что гарантируется законом. Нынешняя система, в конце концов, не может принять демократически избранного премьер-министра от оппозиции, если он высказывает свое мнение и пользуется популярностью на улицах.

Ни государственные СМИ Сирии, ни разведывательные службы, и, конечно, баасисты, не будут легко принимать такие разительные перемены, которые устраняет то, что было в порядке вещей в течение многих лет. Переговоры ведутся с Координационным советом, возглавляемым в Сирии Хасан Абдулом Азимом, а также в диаспоре со всемирным уважаемым активистом прав человека Хайтам Манаа (Haitham Manaa).

Он был предназначен для должности премьер-министра. Он мог бы принять это — как часть пакета демократии — но конечно не с текущим статусом кво Премьер-министра Аделя Сафара, что будет политическим самоубийством для любого серьезного политического деятеля, вне зависимости политик это или оппозиционер.

Координационный комитет, состоящий из арабских националистических партий, неасеристских политиков (Nasserist politicians), курдов и светских лиц, как полагают, все время являлся фаворитом Лиги арабских государств.

Координационный комитет, который был приглашен для переговоров в Москву в январе этого года, четко пользуется симпатиями Москвы, а не поддерживаемый Западом сирийский национальный совет (SNC).

В конце 2011, они приветствовали делегацию от SNC, но те переговоры, закончились провалом. Русские призывали сесть за стол переговоров с режимом, но SNC настоял, что единственный диалог, который они будут иметь с сирийскими властями — передача власти.

Координационный комитет, однако, выглядит как более прагматичный, желающий говорить о разделении власти с органами власти в качестве первого шага на пути к демократизации режима изнутри.

Однако Координационный комитет не является столь влиятельным на низовом уровне, как мусульманское братство (Muslim Brotherhood), которое является частью SNC. В таком развитии событий есть смысл, но это вряд ли успокоит сирийские улицы настаивающие на полной смене власти.

На прошлой неделе SNC подписал решение о восстановлении отношений с Координационным комитетом, которое быстро пришло в упадок. Они (SNC) утверждали, что ее президент, Бурхан Галиун (Bourhan Ghalioun), подписал сделку, не посоветовавшись с исполнительным советом SNC. Двадцать четыре часа после его подписания, сближение рухнуло, тем самым обозначив очередной провал попытки консолидации сирийской оппозиции.

Увидят ли эти решения свет, учитывая то количество гнева и недоверия на сирийской улице и радикализацию пока неясно?

Во многом успех этой сделки зависит от четырех факторов:

конец всем убийствам и всем военным операциям;

серьезное давление со стороны России;

готовность сирийского правительства отступить прежде чем будет поздно;

предстоящий доклад лиги «Арабских наблюдателей», который должен быть представлен в эти выходные.

Если отчет выходит на «мягкое» отношение с сирийскими чиновниками — или делит вину в пропорции 60/40 между ними и «вооруженными группами» на сирийских улицах, это может приблизить к реальности сделку с кем-то вроде Манаа (Manaa). Он должен был бы быть настоящим премьер-министром, с действительными полномочиями и властью.

Кабинет также нуждался бы в настоящих оппозиционерах, чтобы возродить свой авторитет, а не в представительстве благоприятных для режима «мягких» оппозиционеров, к которым никто не относится серьезно ни на сирийских улицах, но также ни в России или на Западе. И новая система Сирии должна быть демократической, где ответственность, справедливость и конституционализм преобладают.

Отчет Лиги сообщает, что они обвиняют сирийское правительство в полном объеме в том, что происходит в Сирии и за то что оно полностью утратит доверие, если примет на работу премьер-министра, если он станет еще одним Аделем Сафара (Adel Safar) .

России подталкивает Лигу отклонить немецкое предложение допустить международных наблюдателей в Сирию, надеясь, что лига поможет покрыть ущерб, нанесенный сирийскому режиму в течение 10 месяцев насилия, а также создать отправную точку на пути к запуску русского «демократического пакета».