https://www.funkybird.ru/policymaker

Перезагрузка отношений с Китаем: с чего начать?

Россия сейчас стоит перед выбором. Речь идёт не о прошедших выборах в Государственную думу и не о предстоящих выборах президента Российской Федерации. Россия стоит перед выбором нового вектора развития. Ресурс, который был в 2000-х годах, уже выработан, и сейчас России необходимо коренное обновление курса – не только политического или экономического, а во всех смыслах этого слова.

Мне бы хотелось в этой статье поговорить о восточном направлении нашей политики. Дело в том, что на протяжении последних даже не десятилетий, а веков Россия с завидной постоянностью стремилась к развитию и укреплению отношений с Европой. Недавно я перечитал статьи Александра Михайловича Горчакова, министра иностранных дел России в XIX веке. Проблемы наших отношений с Европой и тогда, и сейчас, по сути, одни и те же: нас не допускают к более тесному взаимодействию в экономике, с огромным недоверием относятся к нашей внешней политике, считают нас милитаризованной и агрессивной страной и т.д. Постоянные недоверие, подозрительность, боязнь возрастающей мощи России, а отсюда постоянное желание придержать нас, укротить, а если удастся, и разукрупнить. Классический пример такой политики – Крымская война, навязанная нам Францией и Англией в XIX веке.

Вот последний пример: мы 18 лет стучимся в ВТО, за эти годы какие только условия не выдвигались России. При этом никакой другой стране такие требования не предъявлялись. Самое главное – это им надо, а не нам (это моя точка зрения). Ведь экспорт нашего сырья не подпадает под квотирование, а вот импорт готовых изделий – квотируется, и именно этим нас будут ограничивать.

Заверения сторонников вступления зиждутся на главном мотиве: вот вступим в ВТО, она поможет разрулить наши проблемы. Знакомый мотив. В 90-е гг. тоже считали – придёт «рынок» и всё разрулит. Результат известен – по физическому объёму ВВП мы так и не достигли уровня 1990 года. Другой пример – Украина вступила в ВТО и только усугубила внутриэкономическую ситуацию. Дело дошло до того, что она вынуждена импортировать свой «национальный» продукт – сало. Полагаю, России надо ещё лет 10–15 подождать со вступлением в ВТО, а за это время подготовить страну и экономику.

Союзники или попутчики?

Сейчас России нужна новая парадигма отношений с зарубежьем. Она должна развернуться на Восток. Преимущество восточного направлениявнешнеэкономической политики России видится в следующем. Если прагматичный Запад парадоксальным образом иррационален по отношению к России, то от Китая, пронизанного духом конфуцианской цивилизации, следует ожидать большей рациональности. То есть Россия интересует Китай лишь в той степени, в какой она будет полезна Поднебесной. В таком подходе есть большие перспективы для нашей страны: в случае создания благоприятных условий китайский бизнес придёт к нам. Но есть и угроза: наши интересы китайская сторона будет учитывать лишь в случае их совпадения с собственными. Неслучайно, ещё в древности китайцы утверждали: «У нас не может быть внешних союзников – у нас могут быть попутчики».

Я не говорю, что надо бросить западное направление – это большой пласт нашей жизни, это традиционные связи, которые веками нарабатывались. Но посмотрите на наш герб – у нас даже орёл двуглавый, который смотрит и на Запад, и на Восток. Наши интересы на Востоке нисколько не меньше, чем интересы на Западе. Ведь 65% нашей территории находится в Азии. К тому же Сибирь и Дальний Восток уже сейчас дают 52% в доходную часть бюджета России, при этом здесь проживают менее 29 млн. человек из 142 млн. населения.

Если же смотреть с точки зрения перспективы, то лет через двадцать экономический и политический центр, вероятнее всего, будет как раз на Востоке, а не на Западе. Надо реально оценивать геополитические изменения в мире, вес и роль азиатских стран в мировых экономике и политике. Ничего нет вечного в этом мире. Поэтому, я считаю, России надо уже сейчас произвести серьёзную переоценку своей политики на Востоке, сделать её сбалансированной и осмысленной.

Инновационная страна

Впервую очередь это касается, конечно, Китая, с которым Россия имеет общие границы протяжённостью около 5 тыс. км. Китай вставал на путь рыночных преобразований, практически не имея собственного современного производства, с огромным отрицательным сальдо торгового баланса. За прошедшие тридцать лет он увеличил свой ВВП почти в тридцать раз! Среднегодовые темпы роста китайской экономики в течение 1980–2010 гг. составляли 9,7%. Его ВВП уже преодолел рубеж в 10 трлн. долларов. Оборот внешней торговли Китая за этот же период увеличился почти в135 раз. Начиная с 2002 по 2008 г. темпы прироста внешнеторговых операций Китая составляли свыше 20% ежегодно.

Даже во время кризиса Китай сумел продемонстрировать «чудеса» выживаемости. В 2009 г., когда весь мир впал в рецессию, прирост ВВП Китая составил 9,2%. В 2010 г. был ещё выше – 10,3%. В России в 2009 г. наблюдалось падение на 7,2%.

Сегодня Китай – это экономическая держава номер два в мире. Уже сейчас по многим физическим показателям развития экономики Китай вышел на 1-е место в мире (сборка автомобилей и телевизоров, добыча угля, выплавка стали и т.д.), а руководство КНР заявило, что к 2020 г. Китай станет инновационной страной. Его роль в мировой экономике сегодня понимают все страны. Неслучайно в течение первого десятилетия XXI века на долю Китая ежегодно приходилось в среднем 6–8% мирового притока иностранного капитала, что превышало показатели большинства европейских стран. К концу десятилетия 490 из 500 крупнейших ТНК мира осуществили инвестиции в Китае1. По данным Министерства коммерции КНР, только с января по апрель 2011 г. китайские компании освоили 38,8 млрд. долл. иностранных инвестиций (не спекулятивных)2.

Стать державой номер один в мире

Вдекларируемых планах Китая в течение 20 лет стать державой номер один в мире. К этому есть все предпосылки. С 2005 г. Китай является мировым лидером по величине золотовалютных резервов (ЗВР). В годы кризиса он не только сохранил своё первенство, но и сумел использовать сложившуюся ситуацию для укрепления своего положения: сокращал долларовую долю в резервах, увеличивал объёмы покупки государственных долгов США и активно скупал золото. В итоге менее чем за два года его ЗВР увеличились почти на треть и составили в середине 2011 г. 3 трлн. долларов3. Это в три раза больше, чем у Японии, находящейся на втором месте в рейтинге. И в шесть раз больше, чем у России, занимающей третье место. Внешний долг Китая почти в десять раз меньше его ЗВР. Тогда как в Великобритании он превышает ЗВР в 138 раз, в США – в 100 раз, во Франции – в 60 раз. В России это соотношение составляет 1,164.

В последнее время в мире всё настойчивее стали звучать предложения о необходимости возврата к международным расчётам в золоте. В ответ на эти инициативы Китай в сентябре 2011 г. объявил о решении чеканить золотой юань. Более того, глава Народного банка КНР заявил, что юань в 2020 г. заменит доллар в качестве мировой валюты5.

Парадоксально, у нас «западники» во внешнеполитических и экономических отношениях превалируют. Почему-то считается, что отношения с маленьким Израилем чуть ли не важнее, чем отношения с Китаем. Кто для нас Израиль? 7 миллионов населения и не такая большая экономика. Но посмотрите наши газеты, почитайте – четверть материалов об Израиле. Неужели геополитические интересы России там? Да нет, они скорее здесь, в Азии. И, я думаю, необходимо их глобально переосмыслить и быть готовым к новым вызовам.

Без хозяев и подчинённых

Успешно развиваясь сам, Китай очень внимательно следит за развитием своих соседей. Там проводятся серьёзные научные исследования по вопросам экономического развития России и её отдельных регионов, особенно восточных. Они толково подходят к развитию экономических отношений с нами, с выгодой для себя. Но не для нас. Фактически если мы 20 лет назад торговали с Китаем в основномвысокотехнологичными товарами, то сейчас превратились в поставщика сырья. Это же не нормально. Торговля сырьём слишком проста и малоэффективна. Нужна сбалансированная торговля, мы не должны скатиться на позицию поставщика сырья. Это неизбежно приведёт к отношениям «хозяин-подчинённый»: диктует тот, кто занимает более выгодное положение. Вот последний пример: мы планируем протянуть трубу до Китая, а приемлемую цену на газ так и не можем согласовать. По инерции нас ещё уважают как бывшую великую державу, но новое поколение Китая, которое приходит к управлению, смотрит на Россию как на страну холодную, далёкую, у которой можно брать только сырьё.

Да, сырьё пока нужно использовать как важнейший компонент торговли, но с каждым годом надо углублять его переработку и продавать на более выгодных условиях. Например, по лесу: от торговли брёвнами переходить к торговле доской и брусом, от бруса к паркету и т.д. По нефти и газу абсолютно то же самое. Не надо повторять ошибок, которые мы имеем в торговле с Европой. Надо сразу вовлекать Китай в процесс углублённой переработки сырья у нас, привлекая его инвестиции и ускоряя модернизацию собственной экономики.

Следующий важнейший вопрос в наших отношениях – это привлечение китайского капитала. У нас действует негласная установка – ориентация на отечественный капитал. Хорошая установка. Но что на практике? Так называемые новые русские, в массе своей получившие за копейки собственность, стремятся по максимуму из неё выжать, доводя износ оборудования до 70–100%, а всю прибыль по разным схемам выкачивают за рубеж. Зачем нам такие капиталисты? Мы считаем, целесообразно продать часть предприятий зарубежным инвесторам, в том числе и из Китая, на условиях их полной модернизации. Вот пример. В Чехии в процессе приватизации комбината «Шкода» не стали его отдавать за бесценок кому-либо «своему». Это был бы тупик. Они продали комбинат концерну Volkswagen за символическую крону с условием глубокой модернизации и расширения производства. Всё получилось. Хороший пример нашим приватизаторам.

Совместные планы развития и взаимодействия

Вмире Китай уже давно заслужил репутацию одного из крупнейших экспортёров капитала. В настоящее время он находится на шестом месте в рейтинге стран – мировых инвесторов, оставив позади Великобританию и Канаду. У него на сегодняшний день сформирован один из крупнейших инвестиционных фондов в мире –China Investment Corp. с капиталом 200 млрд. долларов. Поэтому необходимо предоставить Китаю (особенно в Сибири и на Дальнем Востоке) возможность участвовать на льготных условиях в наших инфраструктурных проектах (строительство дорог, портов и т.д.), в строительстве жилья, в обустройстве социальной сферы.

Кроме того, необходимо учитывать огромный китайский рынок, который превосходит европейский. Мы можем органично завязать свою экономику на ускоренном росте внутреннего рынка Китая. В качестве специализации целесообразно выбрать технологии, которые выгоднее производить в России, учитывая её ресурсы и численность населения, развивая энергоёмкие и металлоёмкие производства (продукты переработки нефти, газа, металлов и т.д.). Например, делать тяжёлую технику из металла (цистерны, вагоны, трубы), транспортную технику (автомобили, локомотивы, тракторы, морские суда и платформы, самолёты), продукты из нефти и газа и т.д. Отрасли же, требующие высокой трудоёмкости, оставить за Китаем и другими густонаселёнными странами.

По нашему мнению, надо просто прекратить практику строительства сырьевых трубопроводов. Всё первичное сырьё должно перерабатываться на заводах внутри России и продаваться уже по более высокой цене.

Надо отметить, что Китай, как когда-то Советский Союз, использует в своём развитии краткосрочные и долгосрочные планы. И мы сегодня «переболев» стихийным развитием рынка, понимаем, что это совсем не плохо. Нам надо совместно строить свои многолетние планы развития и взаимодействия. Можно, как я отмечал выше, договариваться о разделении труда, тогда торговля будет сбалансированная и взаимовыгодная. Вместо нефти и газа мы могли бы поставлять переработанные продукты, химические изделия, те же пластмассовые трубы, продажа которых в 10–12 раз выгоднее, чем поставки газа.

Взаимодействовать с Китаем надо не на основе соперничества, а на основе сотрудничества, развивая с ним нормальные отношения, на базе кооперации. Я бы за образец наших отношений с Китаем взял отношения Канады и США. Отличный пример! Сотрудничество должно быть выгодно обеим странам. Почему мы боимся продать акции наших устаревших предприятий китайским компаниям? Почему стремимся привести, например, американскую компанию, а китайскую – боимся? Конечно, если Китай приходит, надо оговаривать свои условия. Но Китай-то приходит с инвестициями, и эти инвестиции надо направить именно туда, куда выгодно нам.

Интеллект – самый экологически чистый продукт

Мы могли бы быть взаимно полезны не только в производственной сфере, но и в сфере услуг, в частности – в сфере образования. Например, в США экспорт образовательных услуг является третьей или четвёртой статьёй по величине экспортной выручки (сотни миллиардов долларов в год). Они зарабатывают огромные деньги на самом экологически чистом продукте – интеллекте. Своя профессура работает, к ней приезжают иностранные студенты, которые платят за учёбу, жильё, еду и т.д. При этом государство способствует тому, чтобы самые талантливые из них могли остаться в стране и работать на экономику США.

Мы, несмотря на развёрнутую в последние годы внутри России кампанию по дискредитации отечественного образования, очень неплохо готовим специалистов. Суть в деньгах. Россия финансирует своё образование (на одного учащегося) на уровне Монголии. Поэтому все претензии надо предъявлять к Минфину, а не к российскому образованию. Слава богу, оно ещё держится на старых заделах и старых кадрах.

А Поднебесная превратилась сегодня в крупнейший в мире источник выпускников школ. Её доля составляет 15%6. Поэтому России необходимо заключить межправительственное соглашение с Китаем по подготовке кадров разных уровней, а также поощрять индивидуальный въезд в Россию на обучение. Но опять же всё упирается в нас. Начинать нужно с самих себя. Надо быть инициативными, искать новые формы, а главное – изменить внутренние нормы пребывания иностранцев в России (построить комфортные общежития вместо казармоподобных, предоставить свободу передвижения и возможность быстрого оформления виз, право приглашать родственников, обеспечить безопасность пребывания в стране и т. д.).

Огромный плюс обучения иностранцев заключается ещё и в том, что мы открываем им страну, формируем наших сторонников.

Демография и китайская рабочая сила

Важнейшим направлением нашего сотрудничества с Китаем я считаю привлечение китайцев на работу в Россию. Не надо пугаться такой постановки вопроса. России, чтобы осуществить прорыв и увеличить темпы развития, просто необходимо привлечение иностранных рабочих. Демографическая ситуация в России настолько сложна и плоха, что мы не обойдёмся без иностранцев. Начинать надо с выработки чёткой и осмысленной политики привлечения китайской рабочей силы: сколько привлекать, в какие сферы, на каких условиях, как решать бытовые проблемы и т. д.

Россия вполне может привлечь 20–30 млн. иностранцев, а то и больше (не только китайцев, но и индийцев, вьетнамцев, корейцев и т.д.). При этом следует учитывать мировой опыт: не размещать их вдоль границ, не допускать больших компактных поселений лиц одной национальности и т.д. Надо иметь цивилизованные и хорошо проработанные законы об иностранной рабочей силе и об условиях перехода в российское гражданство. Кстати, за рубежом широко распространена практика предоставления гражданства иностранцам в случае инвестирования ими определённых сумм (например, 300 тыс. долл.) в экономику принимающей страны, а также лицам, имеющим высшую профессиональную квалификацию. Вспомним Рим: там гражданство предоставляли иностранцам, имеющим профессию поэта, музыканта, скульптора, актёра, врача и т.п.

Вернёмся к Китаю. Надо разрешить китайским корпорациям вкладывать свои средства в Россию, завозить и рабочую силу (квалифицированную). Если иностранные рабочие будут оформлены на тех же условиях, что и российские, то их ежемесячные налоговые выплаты позволят России значительно пополнить свои социальные фонды. Иммигрант отчисляет налоги в пенсионные фонды, на развитие местной территории (школы, ясли, здравоохранение и т.д.). Он уехал, а налоги остались в России.

Деятельность миграционной службы должна быть нацелена не на контроль за иммигрантами, а на цивилизованное приглашение и оформление их на работу, мониторинг своевременности выплаты всех налогов. При этом у сотрудников миграционных служб следовало бы снять погоны (уже половина госслужащих ходит в погонах) и отобрать автоматы.

Завершая статью, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что с Китаем надо существенно менять отношения. От хаотичных, сумбурных наших движений – «приехали-договорились, уехали-забыли» – к всеобъемлющему и взаимовыгодному сотрудничеству. В Азии ещё готовы и хотят принять нас на равных.