https://www.funkybird.ru/policymaker

«Защитим инородцев от русского держиморды»

«Защитим инородцев от русского держиморды»

Урок ликбеза коммунаров в Бородянской сельскохозяйственной коммуне «Спартак» Фото: Российский государственный архив кинофотодокументов

Национализм в Белоруссии и на Украине давно перестал быть маргинальным явлением. Сейчас обе страны по-разному переживают период создания собственного национального государства. Однако у этих национальных проектов много общего — оба отрицают советское прошлое, игнорируя вклад большевиков в их становление. При этом именно советская власть сыграла главную роль в формировании национального самосознания в Белоруссии и на Украине — после Гражданской войны это было средством укрепления власти на окраинах бывшей Российской империи. «Лента.ру» выясняла, зачем советские власти поощряли развитие национального самосознания белорусов и украинцев и к чему это привело.

Империя под ударом

Положение большевиков в первые годы советской власти оставалось крайне неустойчивым. Не только в среде интеллигенции, но и среди крестьян и даже среди рабочих сохранялось недовольство новым порядком. Люди обнищали, потеряли близких и не понимали, как жить дальше. После кровопролитных разорительных войн и постоянных переворотов многие тепло вспоминали тучные имперские годы, когда мир был понятен и предсказуем. Естественно, что старое мировоззрение, формировавшееся веками, невозможно было искоренить всего за несколько лет.

К началу 1920-х годов, когда началось строительство СССР, в руководстве союзных республик плотно обосновались местные националисты. Их стремление к культурной автономии в будущем могло перерасти в борьбу за автономию политическую — и даже за отделение от Советского Союза. «Красные вожди» Ленин и Сталин это прекрасно понимали. Поэтому центральное советское руководство решило дать местным националистам все, чего они хотели в сфере культурной независимости. С одной стороны, чтобы укоренить в массах большевистскую идеологию, с другой — чтобы ослабить националистические настроения на местах.

«Защитим инородцев от русского держиморды»

Ленин выступает с речью перед воинами всевобуча во время парада на Красной площади, 1919 год Фото: РИА Новости

Особенно большое значение эта работа имела на территориях Украинской и Белорусской ССР, так как они наиболее громко заявляли о стремлении создать свое национальное государство в начале XX века, и эти земли были присоединены к Советскому Союзу ценой больших жертв. Более того, используя белорусскую и украинскую идею, большевики планировали повлиять на умы православного населения так называемых Восточных Кресов — польских территорий нынешних Западной Украины, Западной Белоруссии и Литвы, ранее входивших в состав Австро-Венгерской и Российской империи, и склонить их к присоединению к СССР.

Даже после окончания Гражданской войны русская национальная идея, на которую опиралось Белое движение, наравне с местными националистическими движениями оставалась главной угрозой большевистскому миру. И крупнейшие города Белорусской и Украинской ССР — Киев, Одесса, Харьков, Екатеринослав (с 1926 года — Днепропетровск) и Минск — оставались центрами дореволюционной русской культуры.

По данным всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, на малороссийском наречии (то есть украинском языке) в Поднепровье и Причерноморье разговаривали 93 процента крестьян. Но в городах, расположенных на территории современной Украины, им владели всего около 30 процентов населения. Например, носителями малороссийского наречия себя считали только 9 процентов жителей Одессы

В 1926 году русские составляли четверть городского населения в БССР и УССР. Так, в Одессе проживало 160 тысяч русских и 73 тысячи украинцев. Чуть менее существенной разница была в Харькове. В тогдашней столице УССР насчитывалось 154 тысячи русских и 160 тысяч украинцев. Причем национальную принадлежность тогда нередко определяли даже не по родному языку, а по факту проживания на территории национальной республики.

Неудобная нация

Чтобы окончательно разрушить старое общество и нейтрализовать реальные угрозы сопротивления на местах, большевики решили настойчиво поддерживать белорусскую и украинскую культуры в противовес культуре русской. Как раз в 1920-е годы в города на заработки массово отправились крестьяне, которые в большинстве своем еще были лишены национальной самоидентификации. Поэтому политика коренизации была направлена именно на привлечение на сторону большевиков крестьянских масс.

Сначала власти объявили ликвидацию безграмотности, а затем — начали национализацию. «Красные вожди» прекрасно понимали, что, приезжая в города, крестьяне воспримут ту культуру и тот язык, которые позволят им самореализоваться. Как писал Сталин, благодаря новой политике советская власть должна была стать «народной и понятной», «не только русской, но и междунациональной, родной для крестьян ранее угнетенных национальностей».

До 1923 года под «русскими» официально понималась совокупность трех этнографических групп: великороссов, белорусов и малороссов, к которым относили и народ русинов, проживающих в Закарпатье (Западная Украина)

Ради этих целей в апреле 1923 года на XII съезде РКП(б) большевистская партия официально провозгласила политику коренизации, направленную на ликвидацию «националистических пережитков». Она предполагала содействие развитию местных языков и культур и создание национальных элит. Целью кампании было замещение русского языка и культуры в союзных республиках местными языками и культурами. Подавалось это под лозунгом борьбы с «великорусским шовинизмом», который ассоциировался с имперским прошлым России.

Под великорусским — или великодержавным — шовинизмом большевики понимали крайнюю форму национализма в Российской империи, которая, по их мнению, проявлялась в подавлении русскими других народов. Широкое применение термин получил еще в революционной среде в конце XIX — начале ХХ века. Советские власти противопоставляли этой идеологии «последовательный пролетарский интернационализм», который привел бы к созданию общества «равенства, дружбы и братской взаимопомощи». Ленин еще в 1914 году назвал Российскую империю тюрьмой народов, в числе прочего раскритиковав запрет на чествование украинского писателя Тараса Шевченко.

«Защитим инородцев от русского держиморды»

На улицах Киева в первые дни Великой Октябрьской социалистической революции Фото: РИА Новости

Большевистская партия объявила о необходимости исправить последствия «русификаторской» политики в Российской империи, чтобы облегчить путь социалистического строительства. Как бывший титульный великодержавный народ русские были объявлены виновными в угнетении национальных окраин. И потому они не должны были получить национальных привилегий, которые полагались остальным народам СССР, — ни своей коммунистической партии, ни национальной республики им не полагалось.

Большевики воспитывали местные элиты, наделяли официальным статусом их языки и финансировали распространение на этих языках культурной продукции и прессы. Таким образом народности, которые всегда были составной частью русского суперэтноса, начали оформляться как новые «независимые» нации со своей идеологией в ранее никогда не существовавших границах. Как отметил в одной из своих главных работ профессор Гарвардского университета Терри Мартин, советская национальная политика того времени была новаторской и уникальной по масштабам применения.

Национальные культуры нерусских народов предстояло деполитизировать путем проявления показного, нарочитого уважения к ним (…) Партия потребовала от русских примириться с их официально неравным национальным статусом — для того, чтобы содействовать сплочению многонационального государства

Терри Мартин«Империя "положительной деятельности". Нации и национализм в СССР, 1923-1939»Выкорчевать пережитки

После объявления политики коренизации национальные языки и культуры в БССР и УССР получили максимальную господдержку. Активно пропагандировались символические признаки идентичности: фольклор, музеи, одежда и кухня, литература и исторические события. Одновременно из школ и вузов, прессы, театров, делопроизводства начал изгоняться русский язык. Особенно бурная деятельность в этом направлении развернулась на Украине.

Еще в 1924 году в Киев с согласия большевиков вернулся основной идеолог «украинской нации», историк Михаил Грушевский. Он разработал и воплотил метод повсеместного внедрения украинского языка через систему школьного образования. Параллельно лингвисты продолжали заниматься созданием литературного украинского языка. Результаты не заставили себя долго ждать. С 1926 по 1932 год доля украинцев среди рабочих в промышленной отрасли выросла с 41 до 53 процентов. Чиновникам, которые не владели мовой, предписывалось в течение года выучить ее или покинуть должность. Для тех же, кто только собирался поступить на государственную службу, владение украинским стало обязательным условием.

Приняли ли мы с достаточной заботливостью меры, чтобы действительно защитить инородцев от истинно русского держиморды? Я думаю, что мы этих мер не приняли, хотя могли и должны были принять

Владимир Ленинстатья «К вопросу о национальностях или об автономизации», 1922 год

Украинизация шла под непрерывным административным нажимом, поскольку вызывала неприятие городского русскоязычного населения. Особенно людям не нравились предписания использовать украинскую речь на официальных мероприятиях. Дерусификация дополнялась и пропагандистской кампанией в советских газетах. Помимо этого активно развивалось издательское дело на украинском языке. На нем к 1933 году издавалось 373 из 426 периодических изданий в УССР.

В советской Белоруссии коренизация шла не менее активно. Ее местный вариант — белорусизация — фактически включал не только активное насаждение национальной культуры, но и расширение белорусской территории, на тот момент охватывавшей лишь шесть уездов Минской губернии. В 1924 году к Белорусской ССР были присоединены Витебская губерния и часть Смоленской губернии с Оршей, в 1926 году — Гомель. Территория республики увеличилась до 126,3 тысячи квадратных километров, а население до 5 миллионов человек.

«Защитим инородцев от русского держиморды»

Брошюры на белорусском языке, конец 1920-х Фото: Александр Толочко / Globallookpress.com

Начало белорусизации как официальной политики провозгласили на заседании ЦИК БССР в июле 1924 года. Для ее проведения была создана специальная комиссия под руководством Александра Хацкевича. Уже у 1928 году 80 процентов школ на территории республики были переведены на белорусский язык обучения. В издательстве «Советская Беларусь» начали массово выпускать газеты, журналы, книги на мове. Заработал Белорусский государственный передвижной театр Владислава Голубко. Одновременно создается национальная система дошкольного и школьного образования, профессиональных училищ и техникумов. 

В то же время наркоматы и ведомства специально разработали программы и создали курсы по белорусоведению, которые, помимо изучения мовы, давали знания по белорусской литературе, истории и географии. Целью таких курсов была подготовка специалистов, способных вести делопроизводство на белорусском языке.

Здесь я имею записку о том, что мы, коммунисты, будто бы насаждаем белорусскую национальность искусственно. Это неверно, потому что существует белорусская национальность, у которой имеется свой язык, отличный от русского, ввиду чего поднять культуру белорусского народа можно лишь на родном его языке

Иосиф Сталинречь на X съезде РКП(б)

Еще одним важным направлением стало укоренение кадров — замещение ответственных должностей лицами белорусской национальности в партии и всех органах власти. К началу 1929-го более 50 процентов служащих составляли белорусы. При этом процесс белорусизации охватил и часть Смоленской области. В 1926-1927 годах в Минске проходили тренинги для учителей из РСФСР.

С санкции Советов

Все шло хорошо. Но в начале 1930-х годов союзные власти заметили, что вместе с ростом численности населения, разговаривающего на местных языка, на первый план в БССР и УССР начали выходить националистические настроения, в том числе в рядах партии. Центральной власти приходилось все больше считаться со стремлением местных элит к самостоятельности. Это стало рассматриваться как слишком опасное усиление и распространение национализма на местах.

«Защитим инородцев от русского держиморды»

Выступление в сельском клубе, Диканька, Украинская ССР, 1939 год Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости

Была еще одна причина признания коренизации неудачной. Выпускники школ во многих советских республиках, в том числе в БССР и УССР, зачастую не знали русского на достаточном уровне и потому с трудом могли продолжить обучение в вузах, в которых преподавание велось на этом языке и который оставался языком межнационального общения. В связи с таким очевидным перекосом национальные школы было решено объявить «очагами буржуазно-националистического влияния на детей».

Однако центральная власть не могла открыто признать свою ошибку, поэтому все негативные последствия решено было списать на местные власти. Поэтому в СССР развернули кампанию террора против «буржуазных националистов», которых поставили на одну доску с многострадальными «великодержавными шовинистами».

Процесс сворачивания коренизации был запущен в 1932 году. ЦК ВКП (б) отменяет украинизацию на Кубани, в Ростовской области и в отдельных районах Курской и Воронежской областей. Сейчас это кажется странным, но в 1920-е школы, предприятия и организации на этих территориях РСФСР были переведены на украинский язык. Дело в том, что русские и украинцы перемешивались и жили по обе стороны административной границы. Но очевидный «приоритет» украинской культуры над русской, объявленный на XII съезде, давал о себе знать.

Так, весной 1938-го газета «Правда» подвергла критике власти УССР, рассказав о низком уровне подготовки учителей русского языка: «Только один из ста учителей написал диктант по русскому языку на «посредственно», остальные — на «плохо»». Национальные школы было решено объявить «очагами буржуазно-националистического влияния на детей». В январе 1938-го оргбюро ЦК ВКП(б) предписало преобразовать их в обычные, с преподаванием «или на языке соответствующей республики, или на русском». Одновременно восстанавливалась русскоязычная пресса, шла ликвидация национальных районов и сельсоветов.

Источник